Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Собор новомучеников и исповедников Российских.  Икона, Моковский Храм Христа Спасителя.
Собор новомучеников и исповедников Российских. Икона, Моковский Храм Христа Спасителя.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской [1], празднование Русской Православной Церкви в честь святых, пострадавших в антицерковных гонениях в СССР

Память в воскресный день 25 января либо в ближайший воскресный день

Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. В последующие годы советской власти эту память возможно было отмечать лишь тайно.

Тем временем, Русская Православная Церковь Заграницей, находившаяся тогда вне общения с Московским Патриархатом, на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года совершила прославление лика святых Новомучеников и Исповедников Российских. В список, утвержденный Собором в 1981 году, вошло 525 имен. Писались иконы Собору новых русских святых. Днем памяти было определено последнее воскресение января. Однако канонизация новомучеников Русской Зарубежной Церковью зачастую проводилась в отсутствие доказательств, которые подтверждали бы, что эти люди действительно пострадали за веру, - протоколов допросов, актов расстрелов. В итоге оказались допущены различного рода ошибки.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Отечестве весной 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 25 января, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает - то в ближайшее последующее воскресенье. Дата была сопряжена с днём памяти священномученика Владимира (Богоявленского), во главе Собора было поставлено имя патриарха Московского и всея России Тихона.

В принятии такого решения Собор руководствовался постанов­лением Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., где в Определении «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» устанавливалось в этот день совершать поминовение «всех усопших в нынешнюю лю­тую годину гонений исповедников и мучеников». В соответст­вии с данными решениями в этот день празднуется память уже прославленных поименно новомучеников и исповедников Российских. Общецерковное празднование памяти всего Со­бора новомучеников Российских, прославленных поименно и безымянных, должно совершаться в этот день, что не исключает возможности по благословению Святейшего Патриарха назначать особые дни памяти местных соборов новомучени­ков с указанием названий епархий и имён уже прославленных святых, иногда с указанием числа мучеников и места их страдания. Например: «Святые мученики Московские: митрополит Крутицкий Петр и все за веру Христову в чистой совести и единении с Церковью непорочно пострадавшие, имена же их Ты, Господи, веси»; или: «Святые мученики Бутовские: митрополит Серафим и все более трёхсот страстотерпцев за веру Христову в чистой совести и единении с Церковью непорочно пострадавшие, имена же их Ты, Господи веси». Такая форма позволит исключить из чина почитания тех, кто скончался вне Православной Церкви, отпав от неё из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам.

По благословению Святейшего Патриарха Москов­ского и всея Руси совершается поимённое включение новых святых в состав уже прославленного Собора на основании ис­следований, проведённых Синодальной Комиссией по кано­низации святых. Не позволительно без благословения Святей­шего Патриарха включать поимённо новых мучеников и испо­ведников в Собор новомучеников. Самовольная конкретиза­ция имён новых мучеников без благословения на то Святей­шего Патриарха, данного в ответ на представление Синодаль­ной Комиссии по канонизации святых, не позволительна. Не­допустимо Правящим Преосвященным без благословения Святейшего Патриарха изображать на иконах святых, не по­именованных решением Соборов и не получивших на то Пат­риаршего благословения.

Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

После воссоединения РПЦЗ и Московского Патриархата дата празднования Собора была скорректирована: теперь она отмечается в воскресенье, ближайшее к 25 января - предшествующее или последующее.

Собор новых мучеников и исповедников Российских. Иконописная школа Масюковой Н.В. Сергиев Посад. 2002 г.
Собор новых мучеников и исповедников Российских. Иконописная школа Масюковой Н.В. Сергиев Посад. 2002 г.
В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек, из них [2]:

  • Архиерейским Собором 1989 года — 1 человек
  • Архиерейским Собором 1992 года — 7 человек
  • Архиерейским Собором 1994 года — 2 человека
  • Архиерейским Собором 1997 года — 3 человека
  • Архиерейским Собором 2000 года — 1097 человек
  • Решениями Священного Синода включены в Собор новомучеников и исповедников Российских:
    • от 27 декабря 2000 года — 57 человек (Комиссия по канонизации святых , 51-е заседание);
    • от 22 февраля 2001 года — 15 человек (52-е заседание);
    • от 17 июля 2001 года — 32 человека (53-е заседание);
    • от 6 октября 2001 года — 36 человек (54-е заседание);
    • от 26 декабря 2001 года — 39 человек (55-е заседание);
    • от 11 марта 2002 года — 30 человек (56-е заседание);
    • от 24 апреля 2002 года — 2 человека (57-е заседание);
    • от 17 июля 2002 года — 82 человека (57/58-е заседания);
    • от 7 октября 2002 года — 19 человек (59-е заседание);
    • от 24 декабря 2002 года — 14 человек (60-е заседание);
    • от 7 мая 2003 года — 42 человека (61-е заседание);
    • от 30 июля 2003 года — 28 человек (62-е заседание);
    • от 6 октября 2003 года — 14 человек (63-е заседание);
    • от 26 декабря 2003 года — 18 человек (64-е заседание);
    • от 25 марта 2004 года — 20 человек (65/66-е заседания);
    • от 17 августа 2004 года — 21 человек (67/68-е заседания);
    • от 1 октября 2004 года — 9 человек (69-е заседание);
    • от 24 декабря 2004 года — 8 человек (70-е заседание);
    • от 20 апреля 2005 года — 21 человек (71-е заседание);
    • от 17 июля 2005 года — 14 человек (72-е заседание);
    • от 6 октября 2005 года — 16 человек (73-е заседание);
    • от 27 декабря 2005 года — 21 человек (74-е заседание);
    • от 11 апреля 2006 года — 19 человек (75-е заседание);
    • от 17 июля 2006 года — 14 человек (76-е заседание).
  • От Московской епархии прославлено 508 человек

Новомученики Российские. Ватагина И.В., Карпова В.Ю. Роспись. Москва. 2000 - 2007 годы. Храм свт. Николая в Клёниках.
Новомученики Российские. Ватагина И.В., Карпова В.Ю. Роспись. Москва. 2000 - 2007 годы. Храм свт. Николая в Клёниках.
С июля 2007 Церковь в Отечестве и воссоединившаяся с ней Церковь Зарубежом начали составлять общий список новомучеников, пострадавших за веру от большевиков. К этому времени процесс выявления святых значительно замедлился. Из-за отсутствия документов почти прекратился процесс прославления новомучеников первых двух лет советской власти; очень медленно шла канонизация представителей так называемой "правой оппозиции"; другим тормозящим фактором была неизвестность мест расстрела и захоронения [3].

На начало февраля 2011 года к лику новомучеников и исповедников Российских поименно причислено более 1770 подвижников [4].

На 22 марта 2011 года - 1776 человек [5].

Члены Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года, обсуждая вопрос о времени празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, пришли к выводу о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства. Это суждение нашло свое отражение в пункте 30 Постановлений Собора, в котором употребляется новое именование. 29 мая того же года постановлением Священного Синода новое именование было утверждено для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных [6].

В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы [7].

Состав Собора

В лик новомучеников и исповедников Церкви Русской входят [8] (имена упорядочены по времени подвига):

Средник. Тканая копия с иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.
Средник. Тканая копия с иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Иконография

Ключевой в формировании иконописной традиции Собора новомучеников стала икона написанная к их общему прославлению в августе 2000 года (см. первую иллюстрацию в статье). Икона состоит из трех частей: средника - главной части, где представлен собор святых в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов. Средник и деисусный чин выполнены, в целом, в соответствии с традиционными каноническими образцами, а клейма являются во многом новыми композициями, созданными для отображения подвигов новых мучеников. Стилистика письма приближена к памятникам начала XVI века - эпохи становления Русского царства. Икона была создана группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского богословского института. Написана на липовой доске с паволокой и левкасом. Общие размеры - 167х135 см; средник – 101х80 см; отдельное клеймо - ок. 25х19 см.

В среднике сонм новопрославленных святых представлен на фоне храм Христа Спасителя в Москве - центра и образа страданий и возрождения Русской Церкви в XX веке, а также символа Царствия Небесного. Перед храмом - престол, одетый в красное пасхальное облачение. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: "Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити..." (Мф. 10, 28). Несколько выше, в самом центре композиции - крест, указывающий на мученический подвиг и торжество Церкви над грехом через Крест Христов. На оси креста, ниже престола, изображены Царственные страстотерпцы с государем Николаем II в середине. Они находятся в центре, так как олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу. Святая царская семья помещена ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Сонм иерархов, являющихся возглавителями Церкви, возглавляется святыми патриархом Тихоном Московским и всея Руси и патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром Крутицким. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства монашества мирян. В первом ряду рядом с Царской семьей стоят святые преподобномученицы великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой; с противоположной стороны видим священномучеников архимандритов Сергия (Шеина) и протоиерея Философа Орнатского, и множество других. Кроме поименованных фигур в каждой группе присутствуют также безымянные, среди мирян - и мужи, и жены, и дети. Средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, образ торжества Церкви воинствующей.

Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом. В центре, как всегда, образ Спасителя, который главенствует в иконе, венчая её центральную ось. В изображенном деисусном чине вслед за Пресвятой Богородицей и святым Иоанном Предтечей и апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые X-XIX веков. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены Московские святители Петр и Алексий Иона и Филипп Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками.

В клеймах по бокам и внизу средника изображены наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых, как характеризующие свидетельство Церкви о вере в наибольшей полноте и очевидности. На клеймах представлены 1) страдания новых мучеников в обращенном в лагерь бывшем Соловецком монастыре; 2) страдания и кончина священномученика Петра Крутицкого; 3) суд над священномучеником Вениамином Петроградским и иже с ним; 4) мученический подвиг священномучеников Андроника Пермского и Ермогена Тобольского; 5) разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия; 6) убиение преподобномученицы Елисаветы и ихже с нею; 7) патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре; 8) убиение Царственных страстотерпцев и слуг их; 9) убиение праведников в Бутове; 10) расстрел крестного хода в Астрахани; 11) кончина священномученика Владимира Киевского; 12) образ безымянной святой жены с детьми; 13) арест безымянного священника в храме во время богослужения; 14) разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима; 15) убиение священномученик Кирилла Казанского и иже с ним.

Собор новомучеников Российских.  Икона Русской Православной Церкви Заграницей.
Собор новомучеников Российских. Икона Русской Православной Церкви Заграницей.

Общие молитвословия

Тексты взяты из соответствующих разделов Минеи Общей новомученикам и исповедникам Российским

Тропарь, кондак, величание Собору новомучеников

Тропарь, глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужы и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившыя/ и кровьми Истину соблюдшыя./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани/ до скончания века.

Кондак, глас 3

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу/ во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Тропарь, кондак, величание священномученику Российскому XX века

Тропарь, глас 3

Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче (имярек),/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко На­чальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века.

Кондак, глас 2

Восхвалим, вернии,/ изряднаго во святителех (или священницех)/ и славнаго в мученицех {имярек),/ Православия побор­ника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже стра­данием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам на­шим.

Величание

Величаем тя,/ священномучениче {имя­рек),/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Право­славия// претерпел еси.

Тропарь, кондак, величание священноисповеднику Российскому XX века

Тропарь, глас 2

Священноисповедниче отче (имярек),/ во дни гонений безбожных на Церковь Русскую/ поношения, заточение, изгнание и горькия работы,/ Христа ради претерпел еси,/ и ничтоже разлучи тя от любве Божия./ Таже, благочестно в мире пожив,/ свидетельствовал еси Господа Иисуса Христа,/ Егоже моли спастися душам нашым.

Кондак, глас той же

Яко звезда новая Церкве Русския явился еси,/ терпеливодушне (имярек) священноисповедниче,/ Христа Бога прославляя/ и в нощи безбожия путь верным указуя./ Темже молим тя:/ моли нам, сродником твоим,/ в вере Православней утвердитися/ и спастися душам нашым.

Величание

Величаем тя,/ священноисповедниче (имярек),/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас/ Христа, Бога нашего.

Тропарь, кондак, величание преподобномученику Российскому ХХ века

Тропарь, глас 1

Верный ученик Христа даже до смерти быв,/ преподобномучениче (имярек) приснопамятне,/ подвиги бо поста и кровию мучений/ землю Русскую освятил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.

Кондак, глас 3

Мирскаго мятежа удалився,/ добре Богу послужил еси,/ во дни же гонений на Церковь Русскую,/ кровь твою за Христа пролиял еси/ и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./ Темже молися, преподобномучениче (имярек),/ сохранитися ей в Православии и благочестии/ до скончания века.

Величание

Величаем тя,/ преподобномучениче (имярек),/ и чтим подвиги и страдания твоя,/ яже за Христа/ претерпел еси.

Тропарь, кондак, величание преподобноисповеднику Российскому ХХ века

Тропарь, глас 2

Преподобноисповедниче отче (имярек),/ во дни гонений безбожных на Церковь Русскую/ поношения, заточение, изгнание и горькия работы,/ Христа ради претерпел еси,/ и ничтоже разлучи тя от любве Божия./ Таже, благочестно в мире пожив,/ свидетельствовал еси Господа Иисуса Христа,/ Егоже моли спастися душам нашым.

Кондак, глас той же

Яко звезда новая Церкве Русския явился еси,/ терпеливодушне (имярек) преподобноисповедниче,/ Христа Бога прославляя/ и в нощи безбожия путь верным указуя./ Темже молим тя:/ моли нам, сродником твоим,/ в вере Православней утвердитися/ и спастися душам нашым.

Величание

Ублажаем тя, преподобноисповедниче (имярек),/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов/ и собеседниче ангелов.

Тропарь, кондак, величание мученику Российскому ХХ века

Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, (имярек),/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси душы нашя.

Кондак, глас 5

Верный сын Земли Русския явился еси,/ новомучениче (имярек),/ Христа, Солнце Правды, возвещая/ и безбожия тьму отгоняя./ Ныне же, сродники твоя в Православней вере утверждая,/ молися о душах наших.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпче святый (имярек),/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ претерпел еси.

Тропарь, кондак, величание исповеднику Российскому ХХ века

Тропарь, глас 4

Страдания за Христа претерпев,/ веру Православную сохранил еси/ и, терпением гонители Церкве Русския посрамив,/ благочестно в законе Господни пожил еси,/ исповедниче славне (имярек),/ престолу Божию предстоя,/ моли спастися душам нашым.

Кондак, глас 2

Яко звезда новая Церкве Русския явился еси,/ терпеливодушне (имярек) исповедниче,/ Христа Бога прославляя/ и в нощи безбожия путь верным указуя./ Темже молим тя:/ моли нам, сродником твоим,/ в вере Православней утвердитися/ и спастися душам нашым.

Величание

Величаем тя,/ исповедниче святый (имярек),/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас/ Христа, Бога нашего.

Тропарь, кондак, величание преподобномученице Российской XX века

Тропарь, глас 5

Христа Господа Иисуса верная ученице,/ Церкве Российския избранная агнице,/ преподобная страстотерпице (имярек),/ легкое иго и язвы Его любовию носящи,/ лествицею мучений/ к Нему, яко Небесному Жениху, востекла еси,/ Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския// и спасти души наша.

Кондак, глас 4

Яко крин багряновидный,/ посреде терний безбожия/ в земнем отечестве твоем процвела еси,/ преподобномученице (имярек) честная,/ подвиги воздержания страданием украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// Иже увенча тя красотою славы нетленныя.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпице преподобная мати (имярек),/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Право­славия// претерпела еси.

Тропарь, кондак, величание преподобноисповеднице Российской ХХ века

Тропарь, глас 5

Христа Господа Иисуса верная ученице,/ Церкве Российския избранная агнице,/ преподобная мати (имярек),/ легкое иго и язвы Господни любовию носящи,/ лествицею добродетелей и исповеданием веры/ к Нему, яко Небесному Жениху, востекла еси,/ Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския/ и спасти душы нашя.

Кондак, глас 4

Яко крин благоуханный,/ посреде пустыни безбожия/ в земнем отечестве твоем процвела еси,/ преподобная мати (имярек),/ и, подвиги воздержания исповеданием веры украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,/ Иже увенча тя красотою славы нетленныя.

Величание

Величаем тя,/ преподобноисповеднице (имярек),/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас/ Христа Бога нашего.

Тропарь, кондак, величание мученице Российской ХХ века

Тропарь, глас 4

Благочестно в законе Господни поживши,/ веру Православную сохранила еси/ и, терпением гонители Церкве Русския посрамивши,/ смерть за Христа прияла еси,/ мученице славная (имярек),/ престолу Божию предстоящи,/ моли спастися душам нашым.

Кондак, глас 5

Яко агница кроткая, / воспитанная на пажитех Церкве Русския,/ страстотерпице Христова (имярек),/ посреде лютых мучителей/ тепле молилася еси:/ Господи, прости им,/ не ведят бо, что творят.

Величание

Величаем тя,/ святая [ново]мученице (имярек),/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ претерпела еси.

Тропарь, кондак, величание исповеднице Российской ХХ века

Тропарь, глас 4

Благочестно в законе Господни поживши,/ веру Православную сохранила еси/ и, терпением гонители Церкве Русския посрамивши,/ страдания за Христа претерпела еси,/ исповеднице славная (имярек),/ престолу Божию предстоящи,/ моли спастися душам нашым.

Кондак, глас той же

Яко крин благоуханный,/ посреде пустыни безбожия/ в земнем отечестве твоем процвела еси,/ блаженная мати (имярек),/ и, житие добродетельное исповеданием веры украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,/ Иже увенча тя красотою славы нетленныя.

Величание

Величаем тя,/ исповеднице Христова (имярек),/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас/ Христа Бога нашего.

Использованные материалы

  • Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 года:
  • "Через месяц начнется составление общего списка новомучеников, канонизированных Московским Патриархатом и РПЦЗ", портал Православие.Ru, 21 июня 2007:
  • Список Новомучеников и Исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.):
  • Страницы каталога икон PravIcon.Ru:
  • Салтыков Александр, прот., Описание иконы "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных" прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 года Москва, Храм Христа Спасителя, сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета:
  • "Новомученики и исповедники Российские", православный портал Nikola.ru церкви святителя Николая Чудотворца в Аксиньине:



[1]  До 29 мая 2013 года Собор носил название Собора новомучеников и исповедников Российских

[2]  По Журналам заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 года: http://www.pravoslavie.ru/news/060718104157

[3]  "Через месяц начнется составление общего списка новомучеников, канонизированных Московским Патриархатом и РПЦЗ", портал Православие.Ru, 21 июня 2007, http://pravoslavie.ru/22790.html

[4]  Из доклада патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года, http://www.pravoslavie.ru/put/44498.htm.

[5]  Журналы заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 22 марта 2011, http://www.patriarchia.ru/db/text/1434630.html

[6]  Журналы заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года (№57) - http://www.patriarchia.ru/db/text/3005123.html

[7]  Официальный календарь РПЦ - http://mospat.ru/calendar/2014/02/09

[8]  Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской // Сайт Издательства Московской Патриархии - http://calendar.rop.ru/?sob=novomuch. Список дополнен именами святых Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, по неизвестным причинам отсутствующим в указанном списке Собора

[9]  С 2013 года по неизвестной причине память исключена из календаря Издательства Московской Патриархии

[10]  др. вариант – Авраамий (См. журнал №46 заседания Св. Синода УПЦ от 28.10.1997 г. (на укр. языке): http://orthodox.org.ua/article/zasіdannya-svyashchennogo-sin...7-r

[11]  др. вариант – Шуровский

[12]  др. вариант – Леонид (См. журнал №46 заседания Св. Синода УПЦ от 28.10.1997 г. (на укр. языке): http://orthodox.org.ua/article/zasіdannya-svyashchennogo-sin...7-r

[13]  др. вариант – Земницкий

[14]  Приговорена к расстрелу 31 января 1938 года. По другим данным, расстрел заменен на 10 лет ИТЛ, скончалась в лагере в феврале 1941 года.

[15]  др. вариант – Симеон

[16]  Был прославлен с мирским именем Феодор, согласно материалам следствия.

Редакция текста от: 18.02.2024 13:00:21

"СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google