Иеромонах Макарий (Моржов) |
Память 28 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников земли Владимирской, Соборе Московских святых и в Соборе Зосимовских святых (Александров.)
В миру Моржов Михаил Степанович, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовская Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в семье крестьянина. Образование он получил в церковно-приходской школе.
В 1893 году был призван на действительную военную службу. По возвращении со службы он поступил рабочим на одну из московских фабрик, где проработал два года.
В 1899 году ушел в Смоленскую Зосимову пустынь в Александровском уезде Владимирской губернии, в которой проходил послушания бельевщика и трапезника.
В 1900 году настоятель монастыря игумен Герман (Гомзин) назначил послушника Михаила келейником духовника обители иеромонаха Алексия (Соловьева), впоследствии известного старца.
22 февраля 1903 года послушник Михаил был пострижен в монашество с именем Макарий, все время он исполнял послушание келейника старца Алексия, который в 1908 году ушел в затвор и принимал братию и народ уже только в церкви, а с 1916 года, приняв схиму, ушел в полный затвор, нарушить который ему пришлось для участия во Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 годов.
30 января 1923 года скончался настоятель Зосимовой пустыни схиигумен Герман (Гомзин); на следующий день после его похорон в монастырь явилась ликвидационная комиссия, члены которой заявили, что монастырь будет закрыт. В мае того же года пустынь была закрыта, и монахи разошлись кто куда, где кто смог найти приют.
Иеросхимонах Алексий с келейником поселились в Сергиевом Посаде, три дня они прожили в гостинице, а затем для них было снято помещение из двух комнат – большая для монаха Макария, а поменьше для иеросхимонаха Алексия. Духовные дети старца собирали посильные пожертвования, и на это они жили.
До 1925 года старец еще был в силах ходить по комнате, но затем ноги его так ослабели, что он слег в постель, и, когда надо было пить чай или кушать, келейник сажал его в кровати, но впоследствии и это уже было трудно для старца.
Однажды монах Макарий довел отца Алексия до умывальника и попросил его постоять, пока он все для него приготовит, но старец так ослабел, что без поддержки не смог устоять и, упав на стоявшую рядом табуретку, сильно расшибся. Келейник положил его на кровать, вызвали доктора, и тот сказал, что у отца Алексия сломаны два ребра. На следующий день приехал врач из Москвы и, осмотрев старца, сказал, что ребра целы, только сильно ушиблены. Келейник, узнав это, добродушно заметил: «Вот, нашумели на всю Россию, что отец Макарий отцу Алексию два ребра сломал, а они оказались целыми».
Архимандрит Кронид (Любимов), монах Макарий (Моржов) и иеросхимонах Алексий (Соловьев) |
2 октября 1928 года иеросхимонах Алексий, причастившись Святых Христовых Таин, мирно скончался. Монах Макарий, помогая одевать старца для погребения, все время плакал и целовал его.
Предполагалось совершить похороны скромно, как того хотел сам старец, но народ быстро узнал о смерти праведника и стал во множестве стекаться ко гробу. Была отслужена панихида. Отец Макарий стоял у гроба растерянный и растроганный, со слезами на глазах.
7 октября 1928 года монах Макарий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день во иеромонаха. Рукоположение совершалось в Высоко-Петровском монастыре.
5 апреля 1931 года он был арестован в Загорске по обвинению в "антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной церковной организации" и в тот же день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, он сказал:
После первых допросов отца Макария перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по групповому делу "Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931г.".
Следователи не удовлетворились сдержанными ответами иеромонаха, рассчитывая, что, будучи келейником старца Алексия и зная всех приходивших к нему для беседы, он многое сможет им рассказать. 17 апреля следователь снова допросил отца Макария. Назвав нескольких человек из тех, кто приходил к старцу, отец Макарий добавил: «О чем говорили они со старцем Алексием, я не помню, благодаря слабой памяти... близко ни с кем не знаком, а знаю их только по приходу к старцу Алексию».
Следователь стал спрашивать, какого мировоззрения придерживается иеромонах Макарий, что он думает о советской власти и об антихристе и не считает ли антихристом саму советскую власть. И отец Макарий, не скрывая своих убеждений, сказал:
6 июня 1931 года Коллегией ОГПУ приговорен к расстрелу.
Был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.
12 декабря 1958 года был реабилитирован.
27 декабря 2005 г. определением Священного Синода был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Литература
- Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 1926-1936. Выпуск 2. М: Мемориал, 1995. С.161.
- Четверухин И., прот., Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. - (Сергиев Посад): Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.81,124,133.
- Верховцева Н.А. Сергиев Посад (Страницы воспоминаний)// Московский журнал. 1993. N1.
- Верховцева Н.А. Сергиев Посад (Страницы воспоминаний)// Московский журнал. 1992. N10. С.9.
- Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.72.
- За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.49.
Использованные материалы
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 242-249
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-60406, л. 56.