Священник Михаил Пятаев |
Память 15 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился в 1891 году в селе Мачкасы Кузнецкого округа Пензенской губернии в семье крестьянина Максима Пятаева.
Окончив сельскую школу, учился в Москве, затем переехал в Саратов, где преподавал русский язык и литературу.
Женился на Ефросинии, дочери саратовского купца Фрола Иванова.
Узнав о столыпинской переселенческой программе и льготах для переселенцев в Сибирь, молодая семья отправилась в Омск.
Первое время продолжал преподавать, но затем принял решение посвятить свою жизнь служению Господу.
В 1917 году поступил псаломщиком в Крестовоздвиженский собор города Омска.
В 1918 году, вскоре после взятия города большевиками, рукоположен в сан диакона архиепископом Сильвестром (Ольшевским).
До 1921 года служил в Омске, а затем, в связи с тем, что с большой семьей стало трудно прокормиться в городе, был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярка. Место было глухое, отдаленное от больших городов и железных дорог, но люди здесь были благочестивы и богаты: в самом селе жили несколько купеческих семей.
В 1923 году был рукоположен во священника.
С большой любовью относился к своему приходу. Вокруг храма посадил сирень, обсадил сиренью аллею, ведущую к храму. Прихожане стали называть ее «пятаевской».
3 января 1930 года к Дорофею Гришманову, бывшему когда-то членом церковного совета, один из крестьян принес списки верующих для перерегистрации общины, сказав, что их дал ему отец Михаил и предложил взять кого-нибудь пограмотней из твердо верующих и обойти со списком село. Вместо этого Гришманов пошел в сельсовет и заявил о том, что 3 января в село Большеречье ночью приезжал священник Михаил Пятаев и без ведома сельсовета послал граждан для производства какой-то регистрации.
5 января членами сельсовета в соответствии с этим сообщением был составлен акт:
Праздничное Рождественское богослужение в Богоявленском храме совершал священник Иоанн Куминов, а отец Михаил регентовал на клиросе. По окончании литургии отец Иоанн произнес проповедь, в которой, в частности, призвал молодых людей и их родителей чаще посещать церковь и молиться Богу.
Одна из прихожанок - Дарья Баркова, выйдя из храма, стала всем говорить, будто отец Иоанн произнес антисоветскую проповедь, сказал, что «вас советская власть задавила непосильными налогами, вас одурманивают, ваших детей не пускают в церковь и в школах не учат божественному, не верьте, что вам говорят советские работники, они вам затуманивают головы» [2].
В обстановке гонений власти на Церковь это стало поводом для ареста священников.
После праздника Рождества уполномоченный ОГПУ принялся допрашивать крестьян. Большинство из них отказались лгать на священников. Показания давали председатели сельсовета и колхоза и их жены.
Отец Михаил по всему видел, что власти собираются его арестовать. У него был друг детства, который работал в московской милиции. Как-то он написал священнику:
За два дня до ареста священника его жена напомнила ему об этом письме и сказала:
8 января [3] 1930 года арестован вместе с отцом Иоанном Куминовым и отправлен в тюрьму в город Каинск.
Священник Михаил Пятаев. Тюрьма в г.Каинске. 1930 год |
Отец Михаил, отвечая на вопросы следователя, сказал:
На допросе ему предлагали отречься от веры и идти работать учителем, но он не принял этого. Последнее слово его было:
7 февраля 1930 года заключенных священников ознакомили с постановлением о предъявлении обвинения. В нем было написано:
«Означенные граждане изобличаются в том, что на почве органической ненависти к советской власти, ее мероприятиям, проводимым на селе, и используя свое положение священнослужителей Пятаев и Куминов использовали религиозные предрассудки несознательного крестьянства и при поддержке зажиточной части деревни проводили контрреволюционную деятельность на срыв мероприятий, запугивая крестьян провокационными слухами о близком падении советской власти, якобы на основании “Писания Божия”. В конце декабря 1929 года на общем собрании граждан единогласно было принято – записаться в коллектив. Член группы, священник Пятаев, на второй день обходом индивидуально каждого хозяйства проводит якобы запись в общество верующих, между тем как следствием установлено – последний проводил агитацию против сплошной коллективизации села» [5].
Прочитав обвинение, отец Михаил написал:
21 февраля 1930 года тройка ОГПУ приговорила священников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова к расстрелу, а их семьи к ссылке на север.
28 февраля отцу Михаилу дали свидание со старшей дочерью Анной, приехавшей в Каинск. Свидание было через решетку. Священник попросил:
Она протянула ему через решетку косу, и вся коса у нее была потом мокрая от слез.
В эту ночь Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотого потира отца Михаила. Проснулась она с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная поспешила она в тюрьму с передачей.
Сщмч. Михаил Пятаев |
Погребен в общей могиле в городе Каинске недалеко от тюрьмы. Впоследствии на месте захоронения был построен завод и могилы были уничтожены.
Семья отца Михаила осталась в тяжелейшем положении: семерых детей и беременную матушку в лютый мороз, полуодетых, погнали в ссылку. Но Господь сохранил их всех [8].
Реабилитирован в 1993 году.
В 1999 году канонизирован к местному почитанию в Омской епархии.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.
Литература и архивные материалы
- Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 5. Тверь, 2001. С. 71-85.
- УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548.
- Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.11]. Омск: Кн.изд-во, 2004. 224с. С.188-189.
- Священники Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов) (Видеопроповедь о.А.Ткачева):
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум., "Священномученики Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов)" («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 283-295),сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
- БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
- «Священномученики иереи Михаил Пятаев и Иоанн Куминов», календарь портала Православие.ру:
- Еланцев В.Н. «Из истории образования Малокрасноярской волости (с. Малокрасноярка Кыштовского района)», страница сайта Образование и Православие:
[1] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 4.
[2] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 17.
[3] по др. данным – 19 января
[4] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 9-10.
[5] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 69.
[6] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 71.
[7] "28 февраля-день памяти Новомучеников Омских", календарь сайта Люблинского благочиния Исилькульской епархии - http://blagochinie-646160.ortox.ru/