Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПЯТАЕВ МИХАИЛ МАКСИМОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Священник Михаил Пятаев
Священник Михаил Пятаев
Михаил Максимович Пятаев (18911930), иерей, священномученик

Память 15 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился в 1891 году в селе Мачкасы Кузнецкого округа Пензенской губернии в семье крестьянина Максима Пятаева.

Окончив сельскую школу, учился в Москве, затем переехал в Саратов, где преподавал русский язык и литературу.

Женился на Ефросинии, дочери саратовского купца Фрола Иванова.

Узнав о столыпинской переселенческой программе и льготах для переселенцев в Сибирь, молодая семья отправилась в Омск.

Первое время продолжал преподавать, но затем принял решение посвятить свою жизнь служению Господу.

В 1917 году поступил псаломщиком в Крестовоздвиженский собор города Омска.

В 1918 году, вскоре после взятия города большевиками, рукоположен в сан диакона архиепископом Сильвестром (Ольшевским).

До 1921 года служил в Омске, а затем, в связи с тем, что с большой семьей стало трудно прокормиться в городе, был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярка. Место было глухое, отдаленное от больших городов и железных дорог, но люди здесь были благочестивы и богаты: в самом селе жили несколько купеческих семей.

В 1923 году был рукоположен во священника.

С большой любовью относился к своему приходу. Вокруг храма посадил сирень, обсадил сиренью аллею, ведущую к храму. Прихожане стали называть ее «пятаевской».

Священник Михаил Пятаев и его супруга Евфросиния Фроловна (слева от него), их дети (1-й ряд слева направо): Александра, Николай, Елизавета, Мария, 
Иван, Анна (крайняя слева во 2 м ряду) и прихожане. 
Село Малокрасноярка. 1927 год
Священник Михаил Пятаев и его супруга Евфросиния Фроловна (слева от него), их дети (1-й ряд слева направо): Александра, Николай, Елизавета, Мария, Иван, Анна (крайняя слева во 2 м ряду) и прихожане. Село Малокрасноярка. 1927 год
Для бедняков совершал крещения, венчания, отпевания бесплатно. Его духовный авторитет был так велик, что к нему ходили люди из 30-ти окрестных сёл и деревень, несмотря на то, что там были свои храмы. И не столько уже из-за бесплатных треб, сколько потому, что полюбился им ревностный и образованный пастырь, который всегда был готов прийти на помощь всякому страждущему. Если кто из прихожан побогаче жертвовал, он отдавал эти приношения беднякам. Многие из нищей братии находили у него поддержку и пропитание. Для этой цели сам ловил рыбу и большую ее часть раздавал беднякам и нищим.

3 января 1930 года к Дорофею Гришманову, бывшему когда-то членом церковного совета, один из крестьян принес списки верующих для перерегистрации общины, сказав, что их дал ему отец Михаил и предложил взять кого-нибудь пограмотней из твердо верующих и обойти со списком село. Вместо этого Гришманов пошел в сельсовет и заявил о том, что 3 января в село Большеречье ночью приезжал священник Михаил Пятаев и без ведома сельсовета послал граждан для производства какой-то регистрации.

5 января членами сельсовета в соответствии с этим сообщением был составлен акт:

«Усматривая поповские ночные визиты подозрительными в связи с коллективизацией, а также без ведома сельсовета, постановили составить настоящий акт для передачи в административный отдел на предмет расследования и привлечения к ответственности» [1].

Праздничное Рождественское богослужение в Богоявленском храме совершал священник Иоанн Куминов, а отец Михаил регентовал на клиросе. По окончании литургии отец Иоанн произнес проповедь, в которой, в частности, призвал молодых людей и их родителей чаще посещать церковь и молиться Богу.

Одна из прихожанок - Дарья Баркова, выйдя из храма, стала всем говорить, будто отец Иоанн произнес антисоветскую проповедь, сказал, что «вас советская власть задавила непосильными налогами, вас одурманивают, ваших детей не пускают в церковь и в школах не учат божественному, не верьте, что вам говорят советские работники, они вам затуманивают головы» [2].

В обстановке гонений власти на Церковь это стало поводом для ареста священников.

После праздника Рождества уполномоченный ОГПУ принялся допрашивать крестьян. Большинство из них отказались лгать на священников. Показания давали председатели сельсовета и колхоза и их жены.

Отец Михаил по всему видел, что власти собираются его арестовать. У него был друг детства, который работал в московской милиции. Как-то он написал священнику:

«Михаил, мне очень жаль... ты был учителем, а теперь стал священником. Не подумай дурного, я тебе это говорю не потому, что плохо отношусь к духовенству, но сейчас неподходящее для священнослужителей время. Я тебе предлагаю приехать в Москву и снова поступить на работу учителем. Я помогу тебе устроиться на работу и найти жилье».

За два дня до ареста священника его жена напомнила ему об этом письме и сказала:

– Давай-ка собирайся и уезжай. Тебе написал тогда твой друг, послушайся теперь его совета.
– Нет, Евфросиния, – сказал отец Михаил, – я никуда не уеду, я дал присягу. Как я могу изменить Богу и народу? Никогда! Я знаю, что иду на верную смерть, но такова воля Божия! А ты детей всех вырастишь и с Божьей помощью воспитаешь, никого не растеряешь.
– А детей-то сколько!.. – всплеснула руками жена (В это время у них было семеро детей, восьмой ребенок – дочь Юлия – родилась уже после расстрела отца).
– Ну что же сделаешь, воспитаешь... с Божьей помощью.

8 января [3] 1930 года арестован вместе с отцом Иоанном Куминовым и отправлен в тюрьму в город Каинск.

Священник Михаил Пятаев. Тюрьма в г.Каинске. 1930 год
Священник Михаил Пятаев. Тюрьма в г.Каинске. 1930 год
В тюрьме подследственных жестоко пытали. У живых людей клещами вырывали зубы с золотыми коронками, беспощадно били, так что у многих заключенных были выбиты все зубы и поломаны ребра. Следователь ОГПУ на допросах безжалостно избивал священников, а однажды с издевкой приказал надзирателям вылить на отца Михаила содержимое параши. Однако, несмотря на мучения, пастыри отказались лжесвидетельствовать, как того требовал следователь, заставлявший их подписаться под показаниями, что священники и члены церковного совета занимались организацией крестьян на борьбу с колхозами и советской властью.

Отец Михаил, отвечая на вопросы следователя, сказал:

«В селе Малокрасноярка я служу с 1921 года. Сначала был диаконом, а с 1923 года был рукоположен в священника... Второй священник, Иоанн Куминов, служит с 1928 года. За время моей с Куминовым службы мы нигде и ни в чем противозаконном не участвовали. Исполняли только свой религиозный долг... Во время богослужений я проповедовал исключительно по Божественному Писанию. Священник Куминов проповедует чаще, но также только по духовным книгам, а о власти и о проводимых ею мероприятиях никогда не говорит. Он просто призывал молящихся и молодежь по-христиански молиться Богу и находить время для этого, ходить по праздникам в церковь»[4].

На допросе ему предлагали отречься от веры и идти работать учителем, но он не принял этого. Последнее слово его было:

«Верить в Бога - это есть людям радость и счастье. Это не значит, что я совершаю преступление».

7 февраля 1930 года заключенных священников ознакомили с постановлением о предъявлении обвинения. В нем было написано:

«Означенные граждане изобличаются в том, что на почве органической ненависти к советской власти, ее мероприятиям, проводимым на селе, и используя свое положение священнослужителей Пятаев и Куминов использовали религиозные предрассудки несознательного крестьянства и при поддержке зажиточной части деревни проводили контрреволюционную деятельность на срыв мероприятий, запугивая крестьян провокационными слухами о близком падении советской власти, якобы на основании “Писания Божия”. В конце декабря 1929 года на общем собрании граждан единогласно было принято – записаться в коллектив. Член группы, священник Пятаев, на второй день обходом индивидуально каждого хозяйства проводит якобы запись в общество верующих, между тем как следствием установлено – последний проводил агитацию против сплошной коллективизации села» [5].

Прочитав обвинение, отец Михаил написал:

«Виновным себя не признаю. Был в объезде сел в течение двух суток. Списки на запись верующих составлял по словесному распоряжению милиции для перерегистрации церковной общины. К отцу Иоанну Куминову ездил на квартиру только по своим церковным делам» [6].

21 февраля 1930 года тройка ОГПУ приговорила священников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова к расстрелу, а их семьи к ссылке на север.

28 февраля отцу Михаилу дали свидание со старшей дочерью Анной, приехавшей в Каинск. Свидание было через решетку. Священник попросил:

– Анна, дай мне свою косу.

Она протянула ему через решетку косу, и вся коса у нее была потом мокрая от слез.

– Папа, что ты плачешь? – спросила она.
– Мне очень тяжело, потому что вас так много и вы остаетесь одни.

В эту ночь Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотого потира отца Михаила. Проснулась она с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная поспешила она в тюрьму с передачей.

– Пятаев? – переспросил надзиратель. – Да он сегодня ночью расстрелян.

Сщмч. Михаил Пятаев
Сщмч. Михаил Пятаев
Священник Михаил Пятаев был расстрелян 28 февраля 1930 года вместе с о.Иоанном Куминовым. Когда отца Михаила вели на расстрел, то палачи увидели на руке отца Михаила обручальное кольцо. Его попытались снять, но ничего не получалось. Тогда ему отрубили палец с кольцом и только потом расстреляли [7].

Погребен в общей могиле в городе Каинске недалеко от тюрьмы. Впоследствии на месте захоронения был построен завод и могилы были уничтожены.

Семья отца Михаила осталась в тяжелейшем положении: семерых детей и беременную матушку в лютый мороз, полуодетых, погнали в ссылку. Но Господь сохранил их всех [8].

Реабилитирован в 1993 году.

В 1999 году канонизирован к местному почитанию в Омской епархии.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Литература и архивные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 5. Тверь, 2001. С. 71-85.
  • УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548.
  • Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.11]. Омск: Кн.изд-во, 2004. 224с. С.188-189.
  • Священники Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов) (Видеопроповедь о.А.Ткачева):

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум., "Священномученики Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов)" («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 283-295),сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
  • «Священномученики иереи Михаил Пятаев и Иоанн Куминов», календарь портала Православие.ру:
  • Еланцев В.Н. «Из истории образования Малокрасноярской волости (с. Малокрасноярка Кыштовского района)», страница сайта Образование и Православие:



[1]   УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 4.

[2]  УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 17.

[3]  по др. данным – 19 января

[4]   УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 9-10.

[5]  УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 69.

[6]  УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 71.

[7]  "28 февраля-день памяти Новомучеников Омских", календарь сайта Люблинского благочиния Исилькульской епархии - http://blagochinie-646160.ortox.ru/

[8]  http://blagochinie-646160.ortox.ru/

Редакция текста от: 13.07.2013 19:45:10

"ПЯТАЕВ МИХАИЛ МАКСИМОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google