Сщмч. Сергий Срезневский |
Память 10 декабря, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Николай Иванович Сорокин, родился 21 мая 1900 года в городе Скопине в Рязанской губернии в семье жестянщика. С раннего возраста Николаю и его трем сестрам благочестивые и богобоязненные родители привили любовь к Богу, к храму, к молитве.
По благословению родителей Николай в 1918 г. поступил в Пронский Преображенский монастырь в городе Скопине. Однако через полгода монастырь был закрыт властями и Николай возвратился домой, откуда его призвали в Красную армию. Три с половиной года он прослужил в красной армии солдатом.
В 1922 году, после окончания военной службы, Николай Иванович поехал в Абхазию, в Новоафонский монастырь, где принял монашеский постриг с наречением имени в честь прп. Сергия Радонежского. Но и этот монастырь был закрыт в 1924 году. Большинство новоафонских монахов поселились в долине Псху недалеко от Нового Афона.
В 1928 году монах Сергий (Сорокин) вернулся в Рязанскую губернию и был рукоположен во иеромонаха архиепископом Рязанским и Шацким Иувеналием (Масловским).
Был назначен в Троицкую церковь в селе Заполье Спасского уезда Рязанской области на место репрессированного протоиерея Василия Мрежина, благочинного Спасского уезда. Благословляя молодого пастыря, в своем напутствии архиепископ Иувеналий (Масловский) рекомендовал ему по всем вопросам обращаться за советом к игумену Филарету (Пряхину), который нес подвиг старчества в соседнем приходе села Срезнево, являясь настоятелем Казанского храма. Отец Сергий знал его еще по Пронскому монастырю и был несказанно рад, что Господь послал ему вновь такого наставника. Отца Сергия полюбили прихожане за его искренность и сердечную чистоту, за его стремление помочь каждому нуждающемуся. Свободное же время он проводил в с. Срезнево у отца Филарета. В то время там образовался тайный монастырь, где находили приют гонимые монахи и монахини.
31 мая 1931 года арестовали игумена Филарета (Пряхина), а затем по делу "филаретовцев" арестовали еще 38 человек, в том числе и иеромонаха Сергия (Сорокина). Их обвинили в "участии в организации контрреволюционной группировки из монашествующих лиц, в организации нелегального монастыря". 9 октября 1931 года о. Сергий был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей и был отправлен отбывать наказание в Медвежьегорск в Карелии.
В конце 1934 года возвратился в Рязань. Владыка Иувеналий благословил его на службу в Казанском храме с. Срезнево. Со всей округи стал стекаться к нему народ, видя в нем истинного духовного наставника. Вновь возобновились торжественные богослужения, крестные ходы по близлежащим селам. В своем приходе он регулярно посещал каждую семью, утешал болящих, врачевал духовные раны, наставлял на путь истинный заблудших. Все это он делал ненавязчиво, с искренним желанием помочь каждому, с истинной христианской любовью. При Казанском храме вновь поселились монахини из закрытых монастырей.
22 ноября 1937 году о. Сергий был арестован за "контрреволюционную деятельность, критику политики партии, правительства и Советской Конституции". При аресте у о.Сергия изъяли все, что для него было ценным: 4 фотографии: святителя Феофана Затворника, патриарха Тихона, архиепископа Иувеналия (Масловского) с дарственной надписью: "На молитвенную память боголюбивому иеромонаху Сергию" и фотографию игумена Филарета (Пряхина). На вопрос следователя: "Что это за люди?" - о.Сергий ответил: "Это мои духовные наставники".
6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Рязанской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 23 декабря 1937 года.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"