Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НОСОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Василий Носов
Прот. Василий Носов
Василий Михайлович Носов (1886 - 1937), протоиерей, священномученик

Память 21 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Челябинской митрополии

Родился 29 января 1886 года в станице Екатериновская (ныне Краснодарский край, ст. Крыловская) в семье казака Михаила Алексеевича Носова (+ 1920) и его супруги Агафьи (+ 1920). Родители были религиозными и имели крепкое хозяйство. Детей рано приучили к труду, воспитывали в строго православных традициях. Окончил церковноприходскую школу. 

В 1908 со всей семьей перебрался в Кустанайский уезд. 

В 1913 году Василий Носов поступил в пастырско-миссионерскую школу при Оренбургском архиерейском доме, где готовили священников-миссионеров.

С началом Первой мировой войны главу семьи, Михаила Алексеевича, призвали на военную службу. Василий остался за старшего, большое хозяйство требовало много труда.

В 1915 году после окончания миссионерской школы женился на Анастасии Павловне Шеламихиной, учительнице, выпускнице женского епархиального училища. В семье родилось четыре дочери и пятеро сыновей.

23 апреля 1915 года был рукоположен во священника к Успенскому храму пос. Варваринка Кустанайского уезда Оренбургской губернии.

В 1916 году перемещен в Покровскую церковь пос. Станционное того же уезда.

Отец Василий имел твердый, решительный, но чрезвычайно добрый характер, отличался милосердием. В приходе было две школы, и в обеих о. Василий преподавал Закон Божий. Матушка работала учительницей в местной школе.

В 1919 году переведен священником в Петропавловскую церковь города Миасса.

О. Василий пережил изъятие церковных ценностей, когда в храме были изъяты богослужебные сосуды и сняты оклады с особо почитаемых икон. 

За непризнание обновленчества был направлен на принудительные работы валить лес в пяти верстах от города Миасс. Верующие продолжали тайно приходить к о. Василию на лесоповал. Общаясь с ними, он запрещал ходить на богослужения к обновленцам и просил приложить все силы, чтобы освободить от них храм. Уполномоченный ВЦУ приезжал к о. Василию на лесоповал и предлагал принять обновленчество в обмен на возвращение к служению в Петропавловский храм, но получил категорический отказ.

В начале 1923 году Василий был освобожден и вернулся в Миасс.

В 1930 году Петропавловская церковь первой была закрыта в Миассе. Когда большевики пришли закрывать церковь, произошла драка верующих с безбожниками.

6 февраля 1930 года о. Василий был арестован по обвинению в "к/р агитации против Советской власти", проходил по делу вместе с четырьмя священниками из Миасса: Дмитрием Журавлевым, Глебом Коптягиным, Николаем Малышевым, Андреем Балдиным и бывшим золотопромышленником Василием Васильевичем Семеновым. Все они были отправлены в Златоустовский изолятор, затем обвиняемые были переведены в Челябинскую тюрьму. На допросах о. Василий держался мужественно, виновным себя не признал.

9 апреля 1930 года тройкой при ПП ОГПУ по Уралу приговорен к восьми годам лагерей.

После приговора в апреле 1930 года о. Василий был отправлен этапом в Красновишерский концлагерь вместе с проходившим с ним по тому же делу священником о. Глебом Коптягиным.

О. Василий Носов и о. Глеб Коптягин работали в Красновишерском концлагере на заготовке леса. За невыполнение нормы заключенных избивали прикладами, в 40-градусный мороз держали босиком по 2–3 часа, да еще под ноги наливали ледяной воды. О. Василий был в заключении в Красновишерском концлагере вместе с архимандритом Гавриилом (Игошкиным). Из воспоминаний архимандрита Гавриила:

"С о. Василием Носовым мы познакомились в заключении в лагере. Он был священник из Миасса, кроткий, смиренный и благочестивый, глубоко верующий и весьма рассудительный. Безропотно нес он тяжелый крест свой, с любовью подчиняясь воле Божией. Он был избранник Божий, и много чудесных событий милости Божией рассказывал он из своей жизни. Из всей массы обитателей лагерного пункта мы в числе пяти человек (о. Василий, о. Глеб Коптягин, московские священники, игумен Гавриил (Игошкин), иеромонах церкви Ризоположения Нектарий (впоследствии митрополит Молдавский и Кишиневский), епископ Антоний (Миловидов)), спаянные силой благочестия, веры, любви составляли свое общество. Вечерами и днем в свободное время мы беседовали, назидая друг друга".

В сентябре 1931 года о. Василия отправили в Белбалтлаг. О. Василий работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. На этой стройке одновременно работали 100 тысяч заключенных. Земля была завалена огромными валунами, кругом топи, болота. Норма в лютый мороз - 2 кубометра земли нужно было разбить и вывезти тачкой. Работали в три смены, даже ночью. Ели ледяную баланду и мерзлый хлеб. Бывало, спали на снегу. Каждое утро охрана собирала замерзшие трупы, которые закапывали в общие могилы (за 20 месяцев было замучено более 300 тысяч человек).

На момент ареста в семье о. Василия было шестеро детей. После ареста о. Василия его семья очень бедствовала. По семейным воспоминаниям (рассказ дочери Екатерины):

"Огород был нашим единственным спасением. И мама думала, как прожить зиму — нет дров — все стайки сожгли, забор — тоже... Корову и телку забрали сразуже после ареста папы... Зимой ночью раздался стук в дверь. А ночных визитов в то время боялись... За окном никого нет. Дверь открыли. Смотрят: стоит мешок с мукой и никого нет. Так и перезимовали, с голоду не умерли..."

В 1935 году о. Василий был освобожден.

В Миассе Петропавловский храм, где о. Василий служил до ареста, был разрушен, в Троицкой церкви служили обновленцы, в Александро-Невской - тихоновцы. После возвращения из лагеря о. Василию отказали в регистрации, и в церкви он неслужил. Близкие советовали ему покинуть Миасс, о. Василий резко отвечал: "Господь не прятался от своих врагов, и я не буду этого делать и своих духовных чад волкам не отдам, а там - как Бог даст, на все Святая Воля Его".

Прот. Василий Носов с семьей
Прот. Василий Носов с семьей
Любившие о. Василия прихожане стали приходить к нему домой со своими бедами. Из семейных воспоминаний (рассказ дочери Екатерины):
"Папа после освобождения после первого ареста стал строить дом (семья жила на квартире). Строил и торопился. Боялся, что не успеет — вновь пошла волна арестов. Строил в одиночку. На работу его нигде не брали, он был заштатным священником, т.к. не принял "обновления". Семья жила тем, что мама пела в хоре, и ей платили (у мамы был чудесный голос и сама она была красавица, только жизнь ей Господь послал тяжелую), а папа ходил и помогал людям, строя дома, выполняя разную плотницкую работу. Дом ему так и не удалось достроить, не успел покрыть крышу, как его забрали..."

17 февраля 1937 года о. Василий был вновь арестован как "активный участник к/р организации церковников". 

На момент ареста в семье о. Василия и матушки Анастасии было восемь человек детей: Ольга (18 лет), Мария (16 лет) и еще шесть человек детей в возрасте от 1 года до 13 лет. Младшей - Екатерине - был 1 год и 3 месяца, а последний, девятый ребенок - дочь Галина родилась вскоре после ареста отца.

Пять толстых томов миасско-картвельского дела - результат следствия, которое было сфальсифицировано от начала до конца. Обвинительное заключение, в котором никаких других действий, кроме фраз "у себя на квартире говорил", "высказывал взгляды", "вел разговоры среди колхозников", нет ничего, угрожавшего советской власти. Было состряпано дело о некоей якобы созданной к/р организации "Партия угнетенных христиан" (ПУХ). 

Из материалов дела (показания "свидетеля"):

"10.01.1937г. в квартире Коптягина были в гостях Петров с женой, Малышев, Носов с женой... Во время чаепития велись откровенные разговоры на политические темы... Носов, прослезившись, сказал о коммунистах: "За что нас терзают эти мучители? Скорее бы от них избавиться!".

О. Василий на суде говорил:

"Виновным я себя не признаю. Я нигде не вел никакой антисоветской агитации, а также не состоял ни в какой к/р организации. Свидетели на меня показывают ложно".

12 августа 1937 года Спецколлегией Челябинского облсуда приговорен к десяти годам лагерей. Обвиняемые послали кассационную жалобу на приговор суда, о. Василий ее не подписал. Судебная Коллегия Верховного суда СССР отклонила кассационную жалобу, более того, она сочла:

"...Суд не учел социальной опасности действий обвиняемых и вынес им явно мягкую меру наказания... Приговор подлежит отмене в целом с направлением дела на новое рассмотрение со стадии предварительного следствия..."

2 октября 1937 года тройка при УНКВД СССР по Челябинской обл. о. Василий был осужден как "активный член к/р повстанческой террористической организации церковников, систематически проводил к/р агитацию, призывая к свержению Соввласти, используя для этого религиозную службу" и приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. О. Василий виновным себя не признал.

После ареста о. Василия дом, который он строил, у семьи конфисковали. По семейным воспоминаниям (рассказ дочери Екатерины):

"Сказали, что через неделю будут торги, и назначили цену за дом. Но люди в церкви собрали добровольно деньги  - ту сумму, в которую власти оценили дом. Эти деньги они принесли во время торгов и отдали их маме, чтобы она могла выкупить дом. Так мы и остались в своем недостроенном доме..."

Прот. Василий был расстрелян 4 октября 1937 года в Челябинске вместе с епископом Антонием (Миловидовым) и другими, погребен в общей могиле.

Семья многие годы ничего не знала о расстреле о. Василия. На запросы, которые матушка Анастасия посылала в Управление концентрационными лагерями (в 1941г. и в 1947г.), ей сообщали, что он "Осужден на 10 лет ИТЛ. Других данных нет". После смерти Сталина пришла "похоронка", где было указано, что "Носов В.М. умер от кровоизлияния в мозг". Только в 1990-е годы родственники узнали, что о. Василий был расстрелян.

По рассказу дочери Екатерины, "Когда папу арестовывали, он дал наказ маме: "Только учи детей". И как ей ни было тяжело, она нас всех выучила". Старшая дочь Ольга - врач-педиатр, окончила институт и 1941 г. была направлена в госпиталь. Мария окончила Свердловский пединститут, математик, всю жизнь преподавала в школе. Борис пошел на фронт со второго курса Челябинского сельхозинститута, был артиллеристом, и погиб на фронте на Северном Кавказе. Георгий в 17 лет пошел в десантное училище, но "из-за отца" был отчислен из училища, в пехоте прошел всю войну. Дмитрий - геолог, Павел - инженер-металлург, Галина (младшая, родившаяся после ареста о. Василия) - преподаватель английского и русского языков. Екатерина (родилась в конце 1935 г.), закончила автомеханический техникум, затем - филиал Московского института патентоведения, живет в Челябинске. Семен (Симочка) кончил перед войной семилетку, после 7 класса его забрали в ремесленное училище, одновременно работал и учился, благодаря его рабочим карточкам и зарплате семья выжила в тяжелые годы во время войны и после нее. Матушка Анастасия дожила до 97 лет, умерла в тот же день (через 40 лет), когда был расстрелян о. Василий - 4 октября 1985 года.

19 марта 1960 года прот. Василий был реабилитирован президиумом Курганского облсуда по 1937 году репрессий "за недоказанностью преступления". Сотрудник НКВД, допрашивавший осужденных по делу, был осужден за фальсификацию следственных дел и применение недозволенных методов следствия.

4 октября 1991 года реабилитирован Прокуратурой Челябинской области по 1937 году репрессий. 

Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 августа 2023 года.

Использованные материалы

Редакция текста от: 16.10.2023 04:18:40

"НОСОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google