Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИРИЛЛ (СМИРНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский
Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский
Кирилл (Смирнов) (1863 - 1937), митрополит Казанский и Свияжский, священномученик

Память 7 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Казахстанских и Чимкентских новомучеников, в Соборе отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918, в Соборах Липецких, Казанских и Санкт-Петербургских святых

В миру Смирнов Константин Иларионович, родился 26 апреля 1863 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика.

В 1883 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию первым студентом [1], в 1887 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания [2].

21 ноября 1887 года был рукоположен в сан священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

С 1900 года был назначен настоятелем Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма

Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, и вслед за тем и жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской духовной миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

6 августа 1904 года хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.

Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской лавре. О. Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. Затем владыка Кирилл отпевал и супругу святого праведного Иоанна, Елизавету Константиновну.

С 1908 по 1918 год управлял Тамбовской и Шацкой епархией.

Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. 

В 1913 году возведен в сан архиепископа.

В 1914 году его трудами состоялось прославление святителя Питирима Тамбовского.

Твёрдость его веры проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909 году было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипячёную воду, владыка отказался это делать и освящал речную. Замечательно, что это же убеждение: «Всё, что не от веры — грех», — высказано и в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года.

Во время февральских событий 1917 года архиеп. Кирилл предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

Во время Первой мировой войны, по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов владыка был выдвинуть вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при патриархе Тихоне.

19 марта/1 апреля 1918 года был назначен на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность экзарха Кавказского с правом ношения белого клобука и митры с крестами. По условиям военного времени он смог добраться только до Баку. Месяц проведенный там он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов которые остались в подчинении Русской Церкви, не уйдя в раскол вместе с большинством грузин. Не сумев добраться до Грузии он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о "Об устроении Православной Церкви в Закавказье". Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение ВЦУ.

В ночь на 25 декабря 1919 года был арестован в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключен в тюрьму В.Ч.К.

В 1920 году, после освобождения, он был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что "выехал из Москвы в г. Казань без разрешения В.Ч.К.", был приговорён к заключению в лагере на пять лет. В Таганской Московской тюрьме находился в одной камере с архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым).

В 1921 году был освобожден по амнистии и возвратился в Казань, где местопребыванием его стал Иоанно-Предтеченский монастырь.

В 1922 году был вновь арестован и после заключения в московской тюрьме сослан в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар). В московской тюрьме он сидел в одной камере с архиепископом Астраханским Фаддеем. Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой церкви», которое удалось разослать по России.

Затем митр. Кирилл был сослан ссылают в Усть-Кулом (Коми А.О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже переведен в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

В 1924 году митр. Кирилл вернулся из ссылки и встретился в Москве с патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким. ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания митр. Кирилл сказал: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы...». Выслушав это, патриарх вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

Из Москвы митр. Кирилл переезжает под Ельск, затем в Перерволок. По завещательному распоряжению патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначен первым кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя. 

Вскоре он снова был сослан. По этой причине, после кончины патриарха Тихона, он не смог восприять должность местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Пётр (Полянский).

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время как за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна). Таким образом, митрополит Кирилл был избран патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция. Тучков, когда ему стали известны результаты голосования, заявил, что допустит интронизацию митрополита Кирилла на патриарший престол только с условием, что в будущем тот при поставлении епископов станет следовать его указаниям. митр. Кирилл ответил «Евгений Алексеевич, вы — не пушка, а я — не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь».

Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке митр. Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Его приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он был выслан в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия, митр. Кирилл отделился от общения с ним, так как не хотел участвовать в том, что его «совесть...признала греховным». Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению.

Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия "потерявшим душевное равновесие".

В административной церковной деятельности митрополита Сергия, владыка усматривал превышение полномочий, предоставленных ему званием заместителя местоблюстителя, что повлекло за собой раскол в Церкви. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти такой ценой. В условиях, когда легальное устроение центральной административно-церковной власти невозможно, и когда стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года, согласно которому епископы должны были создавать местное самоуправление, чтобы потом при более благоприятных условиях дать отчёт Собору о своей деятельности.

С мая по ноябрь 1929 года владыка вёл переписку с митрополитом Сергием, пытаясь убедить его сойти с пути компромиссов.

Митрополит Сергий отвечал угрозами канонического прещения, требуя сохранения церковной дисциплины. Митр. Кирилл же, защищая тех, кто исповедал своё несогласие с церковным курсом заместителя местоблюстителя, не желая «участвовать в том, что совесть их признала греховным», так ответил на это требование: 

«Это исповедание вменяют им в нарушение церковной дисциплины, но и дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действенным отражением иерархической совести соборной Церкви, заменить же собою эту совесть дисциплина никак не сможет. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви или неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно встанет на стражу соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним "единением во что бы то ни стало"».

В декабре 1929 года митрополит Сергий предал святителя суду архиереев и уволил его от управления Казанской кафедрой.

С 1932 года митр. Кирилл находился в ссылке в Туруханском крае. Полгода здесь длится ночь, прерываемая только Северным сиянием, полгода обитатели этого края оторваны от всего мира: ни писем, ни газет, ни посылок. Мороз доходит до 60-ти градусов. Короткое полярное лето и мириады мучительных комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости... Здесь многие сосланные епископы жили в маленьких посёлках далеко друг от друга, так что видеться не могли. Лишь с епископом Дамаскиным (Цедриком) удалось владыке недолго пообщаться и с тех пор они стали друзьями навсегда.

Сщмч. Кирилл Казанский. Икона работы Н.М. Муравьевой (ПСТГУ). До 2007 года
Сщмч. Кирилл Казанский. Икона работы Н.М. Муравьевой (ПСТГУ). До 2007 года
После освобождения в августе 1933 года митр. Кирилл непродолжительное время проживал в городе Гжатске. Единомысленное духовенство настойчиво просило святителя заявить свои права и взять на себя бремя управления страждущей Церковью. Но Владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение.

В 1934 году святитель приехал в Москву и явился в Патриархию. Учинённый страж преградил ему вход, но высокий, когда-то могучий митрополит, отстранив его, шагнул в кабинет митрополита Сергия. Через несколько мгновений митр. Кирилл вышел. Это была их последняя встреча.

Летом 1934 года он был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы Москвы. Святителя приговорили к трем годам ссылки, которую отбывал в поселке Яны-Курган (Южно-Казахстанская обл.). Неподалёку в той же ссылке жил митрополит Иосиф (Петровых) и два старца-митрополита были утешены хоть какой-то возможностью общения. «С митрополитом Иосифом, — так писал владыка, — я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности».

Митр. Кирилл, по словам епископа Афанасия (Сахарова), допускал в качестве протеста непосещение «сергианских» храмов, но при этом он осуждал хуления неразумных ревнителей в адрес совершаемых там богослужений. Для себя же он допускал только в случае смертной нужды исповедаться у «сергиевского» священника. В одном из писем 1929 года святитель написал: 

«Совершённую им (м. Сергием) подмену власти, конечно, нельзя назвать отпадением от Церкви, но это есть, несомненно, тягчайший грех падения. Совершителей греха я не назову безблагодатными, но участвовать с ними в причащении не стану и других не благословляю, так как у меня нет другого способа к обличению согрешающего брата». 

Непосредственно митрополиту Сергию он писал: 

«Во всей полноте своё воздержание я отношу только к Вам, но не к рядовому духовенству и тем менее к мирянам. Среди рядового духовенства очень немного сознательных идеологов Вашей церковной деятельности».

В 1934 году митр. Кирилл писал в письме неизвестному архипастырю по выдержке жизнеописания патриарха Московского и всея России святителя Тихона:

"Сдаётся мне, что и Вы сами и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии (Лобова) и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещёнными, являются несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающим к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду [...] и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви" [3].

7 июля 1937 года митр. Кирилл был арестован в ссылке и заключён в тюрьму городе Чимкент. На допросе, где обвинялся в том, что "возглавлял всё контрреволюционное духовенство", владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя. 6 ноября он был осуждён тройкой УНКВД и приговорён к расстрелу.

Расстрелян 20 ноября 1937 года, в овраге Лисий Нос под Чимкентом, вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

Убиение сщмч. Кирилла Казанского и ихже с ним.  15-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.
Убиение сщмч. Кирилла Казанского и ихже с ним. 15-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Почитание

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, на пятнадцатом и последнем клейме было изображено убиение священномученика Кирилла и иже с ним - владыка торжественно молится, обращенный ликом к зрителю; тёмный тройной профиль солдат-палачей резко контрастирует с фигурой святителя и пейзажем.

24 сентября 2012 года в Казани, улица Чистопольская, 32, был освящён храм в честь его имени [4].

26 мая 2014 года, ко дню празднования его памяти, был образован, а 25 июля 2014 года - утверждён Собор новомучеников и исповедников Чимкентских [5].

16 мая 2023 года свт. Кирилл был исключён из состава Собора Воронежских святых [6].

Молитвы

Тропарь, глас 5

Якоже солнце светозарное, / возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле,/ лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых Своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас угодниче Христов, / и избави нас от всякого зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3

Столп и жертва Церкви Христовой отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси, / и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единую Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.

Литература

  • "Церк.Вед." 1904, № 21, с. 257.
  • -"- 1908, № 9, с. 45.
  • -"- 1910, № 2, с. 3.
  • -"- 1913, № 17-18, с. 182.
  • -"- 1918, № 19-20, с. 114.
  • "Русск. Паломн." 1904, № 32, с. 558.
  • "Изв. Каз. Еп." 1914, № 5, с. 152.
  • "Красный Архив" 1928, № 26, с. 121.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 134.
  • "Вестн. Св. Син. Прав. Р. Ц." (обнов.) 1928, № 5, с. 3, 4, 1930, 3 48-49, с. 11.
  • "Прав. Собес." 1905, март, с. 537.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 126-127.
  • Елевферий митр.: "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 34, 74, 115, 118, 119, 120.
  • Елевферий митр.: "Соборность Церкви. Божие и Кесарево". Париж, 1938, с. 49, 177-178, 182-186, 193, 194, 201, 202, 204, 206, 207, 209, 210, 213, 215.
  • Епископ Иоанн (Снычев): "Церковные расколы", с. 387-401.
  • Переписка митр. Кирилла с митр. Сергием (материалы по Иосифлянскому расколу, т. 1, с. 5-22, 25-43).
  • Булгаков, с. 1412, 1414.
  • БЭС, т. II, с. 1309, 2145-2146.
  • ФПС I, ? 13, с. 1.
  • ФПС III, с. 4.
  • ФАМ I, № 141, с. 11.
  • Auszuge aus den Briefen, in: M. Pol'skij, Novye muceniki, II, 297-299; Regelson 166-168, 179-184, 469-471; M.I. Andreyev, Russiás Catacomb Saints, 242-259.
  • Zizneopisanie Mitropolita Kirilla, in: Prav. Rus' 1981, 17, 5-7.
  • M. Pol'skij, Novye muceniki, I, 181; 11, 295-297.
  • I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints 235-241.
  • Regel'son 164-184, 236, 312, 394, 400, 413, 428, 452, 468f., 472f., 493-496, 528, 534, 559.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengescichte I, 97-334, 339; 11, 12, 23, 28, 121, 124, 129, 223-229, 242, 303, 305.
  • Prav. Put' 1980, 101-105.
  • E.L. Episkopy-ispovedniki (S. Francisco 1971) 26-35.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 47-49, 329, 335, 337, 342.
  • D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.
  • A. Levitin - V. Savrov, Ocerki po istorii 111, 38-42.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Санкт-Петербургской духовной семинарии 1883 года" генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/spbsem.html

[2]  "Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии 1887 года" генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

[3]  Губонин М. Е., Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917 - 1943) (сборник в 2-х частях), Москва: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1994, с. 702.

[4]  В Казани открывается храм в честь священномученика Кирилла // официальный портал органов местного самоуправления города Казани, https://kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/36418_v_kazani_ot...la/

[5]  Решение Синода Казахстанского Митрополичьего округа - Журнал № 16 от 26 мая 2014 года, утверждено патриархом Кириллом - Журнал № 62 от 25 июля 2014 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943.html На 2021 год в собор входило 38 имён пострадавших - иером. Иаков (Воронцов).

[6]  Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая 2023 года (журнал №31) утверждён поименный список Собора Воронежских святых // официальный сайт Воронежской митрополии, https://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=22418&city=

Редакция текста от: 24.06.2023 17:44:44

"КИРИЛЛ (СМИРНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google