Протоиерей Михаил Дмитрев |
Память 19 ноября, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 2 июня 1873 года в селе Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника Покровской церкви этого села протоиерея Андрея Дмитрева и его жены Капитолины Евдокимовны.
По окончании Касимовского духовного училища поступил в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил в 1895 году по второму разряду.
С 19 сентября 1895 года служил учителем церковноприходской школы с. Самылова Касимовского уезда.
В июне 1897 года обвенчался с Елисаветой Ивановной Гориной (1876 г.р.), дочерью священника из с. Синулицы Касимовского уезда.
10 июня 1897 года был рукоположен в сан священника к Преображенской церкви села Синулицы. С 1897 по 1899 год был законоучителем школы грамоты, а в 1899-1905 годах - заведующим и законоучителем церковноприходской школы деревни Алешино. За деятельный характер, за умение убеждать, проповедовать Слово Божие отца Михаила избрали помощником миссионера Касимовской противомусульманской миссии. Основная задача миссии заключалась в распространении Слова Божия среди татар и всех новокрещенных.
В декабре 1905 года, по прошению, был перемещен к Покровской церкви родного села Маккавеево Касимовского уезда, где одновременно преподавал в Клоковской школе грамоты и был законоучителем Аниковского земского училища. В 1913 году году он был назначен окружным II округа.
В 1912 году был командирован на Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшийся в Москве.
4 марта 1913 году был перемещен, по прошению, к Покровской церкви села Селищи. В селе шло строительство нового храма, начатое еще в 1906 году. Нужен был деятельный, энергичный человек, который мог бы довести строительство до конца. Одновременно о. Михаил был заведующим и законоучителем в церковноприходской школе и Самойловском земском училище. Приход у отца Михаила был большой: в него входили четыре деревни на 186 домов. В пределах прихода жили и магометане.
К 1915 году в его семье было уже 6 детей. Благочинный сообщал, что "священник Дмитрев и жена его поведения отлично-хорошего".
Каждый четверг о.Михаил участвовал в беседах касимовского духовенства, в которых затрагивались важные проблемы пастырской деятельности, обсуждалась миссионерская работа. Проповедник, миссионер, он великолепно знал Св.Писание, выезжал в окрестные села для бесед с баптистами, сектантами. В Касимове, Селищах и в соседних приходах собирались миссионерские собрания, устраивались диспуты, на которых о.Михаил всегда блестяще побеждал. Он много работал над текстами Евангелия, Библии, делал подробные тематические выписки из Св.Писания и помогал в такой работе своим соседям по приходу.
По бедности прихода, чтобы прокормить семью, о.Михаил сам вел свое домашнее сельское хозяйство - сам пахал, сеял, убирал. Он сам доил корову, разводил пчел, знал все новинки сельскохозяйственной техники, выписывал и покупал многие технические приспособления.
С раннего утра, до церковной службы, задолго до выхода на поля всех крестьян, он успевал поработать и на своем поле, и тайно помогал вдовам и немощным села. Некоторые из них только после кончины о.Михаила узнали, кто им так долго и много помогал, узнали только потому, что эта помощь прекратилась с его арестом.
В летние засухи много домов уничтожались пожарами, нередко сгорали целые деревни. О.Михаил организовал в селе противопожарную службу, выстроил каланчу, учредил постоянные дежурства и сам не уклонялся от этих дежурств. Если случался пожар, он забирал все ведра, какие были у него в хозяйстве, и сам ехал скорее помогать тушить пожар.
О.Михаил лечил людей и животных, знал в объеме фельдшерских курсов, как это делается. Многих людей он спас от верной гибели. Если не мог помочь сам, ехал за врачом из города Касимова и потом выполнял все указания врача по лечению больного.
3 февраля 1924 года был возведен в сан протоиерея.
Во время обновленческого раскола о.Михаил твердо стоял за Православную Церковь. Из воспоминаний дочери Ольги в записи внучки Лидии:
Много раз к о.Михаилу приходили с обыском: искали, за что бы обвинить. Приходили группами в несколько человек, брали с собой понятых. Но все селищенские жители сочувствовали о.Михаилу и всячески старались помочь.
До 1929 года о.Михаила арестовывали, держали недолго и освобождали. В конце 1929 года он был арестован вместе со многими священнослужителями г.Касимова и его окрестностей.
В 1930 году отец Михаил был арестован по обвинению в антисоветской агитации и неуплате налога и за хранение огнестрельных патронов и приговорен к пяти годам высылки в Северный край. Из воспоминаний дочери Нины:
Сщмч. Михаил Селищенский |
В 1937 году на священника Селищинской церкви Михаила Дмитрева была дана такая характеристика:
В конце 1930-х годов гонение на Церковь и священнослужителей усилилось. Старший сын предлагал о.Михаилу уехать временно в Москву или какое-то другое место, чтобы переждать самые напряженные годы и избежать ареста. Но о.Михаил твердо и решительно отказался и сказал, что свой приход, свой народ он никогда не сможет бросить в такое тяжелое время.
18 сентября 1937 года священник был арестован по обвинению: "а/с деятельность, срыв весенней посевной, распространение провокационных слухов о гибели колхозов и советской власти, молодежь на спевках призывал ходить в церковь, гнусная клевета по аресу руководителей ВКП(б)". Из обвинения: "Привлек колхозные массы к работам по ремонту церкви в апреле 1936 года что привело к срыву весеннего сева". Есть данные, что при допросах "в отношении о.Михаила применялись пытки в полном объеме". Тем не менее о.Михаил никого не оговорил, виновным себя не признал. По рассказам человека, сидевшего с ним в одной камере, о.Михаил не унывал, поддерживал всех.
21 ноября 1937 года "тройкой" при УНКВД СССР по Рязанской области приговорен к расстрелу.
Расстрелян в ночь на 2 декабря 1937 года в Рязани.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Награды
- набедренник (1899, за усердие в пастырском служении)
- скуфья (1903)
- камилавка (1915)
- наперсный крест (28 апреля 1919, за усердную службу)
- право ношения митры за богослужением (8 мая 1937)
Литература
- Были верны до смерти... : Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских/ Историко-архивный отдел Рязанской епархии, - Рязань. -2002 Т. 1 / Гл. ред. митр, Симон (Новиков). - 418 с,: портр, фото, факс 3000 экз
Использованные материалы
- Священномученик Михаил Селищенский, протоиерей (Дмитрев) // Жизнеописание на сайте Касимовской епархии
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"