Анна Ивановна Зерцалова. Москва. Бутырская тюрьма. 1937 год |
Память 14 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников
Родилась 31 января 1870 года [1] в Москве. Происходила из дворянского рода, была очень образованным и глубоко верующим человеком. Ее отец, Иван Алексеевич Зерцалов, был губернский секретарь, состоял на службе в управлении Смоленской железной дороги. Родители ее держались строгих правил, но православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны, поэтому начатки религиозного воспитания, которые они дали своей дочери были не очень прочными. "Малое чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком, - писала она впоследствии, - быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного маловерия... Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного". В 16 лет Анна закончила гимназию, получив аттестат, который позволял занять ей место домашней учительницы. Анна Ивановна, уже будучи взрослой девушкой, в течение нескольких лет исполняла правила христианской жизни: ходила в храм, молилась, изредка говела, но внутренне ее жизнь шла в русле чисто мирских занятий. Однако, такой образ жизни не удовлетворял ее.
Придя по совету подруги в храм равноапостольных Константина и Елены, она встретила там выдающегося пастыря о. Валентина Амфитеатрова, и тогда началось возрождение души Анны Ивановны. Она стала его духовной дочерью. Анне Ивановне предстояло ехать в Ярославскую губернию, куда в качестве учительницы рекомендовала ее родственница. Анна Ивановна попала в семью убежденных безбожников. Для молодой христианки жизнь в семье стала исповедничеством. "Сколько деликатных намеков и насмешек приходилось мне выслушивать по поводу моего обособленного религиозного настроения!" - вспоминала она. Мать семейства не позволяла воспитывать ей своих детей, и потому Анна Ивановна после уроков была совершенно свободна. Имея время она устроила школу грамотности в деревне, собирала деревенских детей и занималась с ними. После ее отъезда начинанием это не прекратилось, и на основе ее школы возникло училище. Деятельность Анны Ивановны по просвещению деревенских детей, чуждая материальной расчетливости, расположила в конце концов к ней ее работодателей. Ей стали готовить постную пищу, стали давать лошадей для поездки в храм. Через семь месяцев она по благословению о. Валентина покинула семью, вернувшись в Москву, она стала активной прихожанкой храма. О.Валентин помог найти ей учеников, и она с утра до вечера занималась с ними. Почти 20 лет она духовно окормлялась у о. Валентина. В 1908 г. о.Валентин скончался. Еще при жизни о. Валентина Анна Ивановна собирала свидетельства благодатной помощи старца, рассказы духовных детей. Посещая Архангельский собор, она записывала проповеди, произносимые о. Валентином. В 1910 г., через 2 года после смерти о. Валентина, она издала первую книгу о нем, в которой содержалось его жизнеописание и описывались чудеса, происшедшие по его молитвам. До революции она издала 4 книги о протоиерее о. Валентине Амфитеатрове (каждая книга - тиражом 1000 экземпляров).
Анна Зерцалова всю жизнь прожила в Москве. После смерти родителей она давала частные уроки на дому. В 1916 г. она получила от одной благодетельницы (матушки Евдокии) 3000 руб. на постройку дома. Дом на полученные пожертвования Анна Ивановна построила вблизи Ваганьковского кладбища, чтобы жить недалеко от могилы своего духовного отца и записывать происходившие на могиле чудеса. В результате составилась книга, которую она напечатала после 1917 г. на машинке в количестве 20-25 экземпляров. Она активно размножалась многочисленными почитателями памяти выдающегося пастыря. К сожалению, в настоящее время мы не имеем ни одного ее экземпляра.
О деятельности Анны Зерцаловой в 20-е годы упоминается в воинственно-атеистическом журнале (при этом по какой-то причине неправильно указано отчество): "Против кладбища живет некая Анна Михайловна. Здесь можно купить фотографию "святого", здесь продаются книги - "Истинный пастырь Христов", "Светильник православия", "Подвижник веры и благочестия", Здесь еще недавно кормили нищих и всех, кто приходил помолиться на могиле Амфитеатрова. Сейчас (очевидно, с введением карточек) кормежка прекратилась. Здесь справляются поминки, а в годовщину смерти "святого" на его могиле бывают тысячи молящихся".[2]
В 1932 г. этот дом у нее отобрали и национализировали, а ее саму лишили избирательных прав. Во время "паспортизации" ей, как бывшей домовладелице и "лишенке", было отказано в выдаче паспорта и предписано выехать за стокилометровую зону.
Но Анна Ивановна не выехала из Москвы, а продолжала жить в Москве, не имея паспорта, на нелегальном положении. Жила у своих верующих друзей и единомышленников, которые во всем помогали ей. Анна Ивановна вела строгий образ жизни, ходила всегда в темной одежде. Она по-прежнему занималась педагогической деятельностью, обучала детей Закону Божьему, чтению, музыке, письму. Деньги за уроки брать отказывалась, а когда ее уговаривали, то она все раздавала бедным. Последние годы Анна Ивановна жила у своей знакомой в Москве, Елизаветы Михайловны, на Кудринской площади. Оставшись в Москве, последующие 5 лет она посвятила прославлению среди верующих протоиерея Валентина Амфитеатрова как подвижника благочестия. Записывала случаи исцелений по его молитвам, распространяла фотографии и книги о нем, направляя людей на его могилу.
По другим сведениям, Анна Зерцалова выезжала за 101 километр. Она жила некоторое время в с. Боршово Серебряно-Прудского района Московской области в семье Будановой Анны Михайловны, сестры своей знакомой Орловой Елизаветы Михайловны. Затем Анна Ивановна жила с Елизаветой Михайловной в доме на Кудринской площади. Они бедствовали, ни Анна Ивановна, ни Елизавета Михайловна не получали пенсию. Елизавета Михайловна почти прекратила общение со своими родственниками, т.к. боялась за жизнь и свободу Анны Ивановны. По рассказам знакомых, они никому не открывали дверь просто так. Задняя стена квартиры выходила на черную лестницу, нужно было предварительно постучать монеткой в эту стену, тогда открывали дверь. Как оказалось, страх был небезосновательным. Октябрьским утром 1937 года Анна Ивановна вышла из дома и пропала. Елизавета Михайловна искала ее, но в этот день был сильный туман, а Анна Ивановна уже плохо видела, и Елизавета Михайловна подумала, что она могла попасть под машину, или подвергнуться разбойному нападению. Она так думала до конца своей жизни [3].
Анна Зерцалова была арестована 27 октября 1937 года. В справке на арест говорилось "она является активной участницей к/р церковно-монархической группировки. В к/р целях прославляет как "прозорливицу" монашку Матрону Конюхову и как "святого" умершего попа Амфитеатрова, организует к ним паломничество верующих".
Следствие желало представить к осуждению целую "контрреволюционную церковно-монархическую группу". С этой целью в одно следственное дело были соединены Анна Зерцалова и почитатели памяти другого подвижника благочестия - иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева) (Гаврина А.П., Емельянова И.А., Гончаровой П.Ф. и др.).
Анна Зерцалова |
Была расстреляна и похоронена в Бутово, на так называемом полигоне НКВД 27 ноября 1937 г. Реабилитация состоялась 30 июня 1989 года.
В августе 2000 года причислена к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
См. также
- Групповое Дело - "П-74889, Москва, 1937 г."
Труды
- Светильник Православия (Пастырская деятельность бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова), М., 1912
- "Духовные поучения, проповеди Валентина Николаевича Амфитеатрова, бывшего настоятеля московского придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей" (М., 1916).
- "Подвижник веры и благочестия" - http://www.wco.ru/biblio/books/podvizh1/Main.htm
Использованные материалы
- http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/
- http://www.fond.ru/book/book6/6-71.htm
- http://www.pravoslavie.ru/put/040120164358#18
- http://www.russia-hc.ru/rus/religion/legend/anzer.cfm
[1] Так указано в “Анкете арестованного” (ГАРФ ф. дело П-74889, с.34). Возможно, эти данные неточны, т.к. в книге “Светильник Православия” (М., 1912, с. 132-133) она рассказывает о посещениях храма, где служил отец Валентин Амфитеатров, весной 1891 г.; при этом говорит о своей предшествующей 18-летней жизни. Возможно, она родилась в 1873 году.
[2] “Безбожник у станка”, 1929, №17, с.15
[3] По сведениям племянницы Орловой Елизаветы Михайловны, дочь Будановой Анны Михайловны - Грачева Татьяна Александровна