Аркадий (Остальский), епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии |
Память 16 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соловецких и Бутовских новомучеников, а также Архангельских, Волынских, Житомирских (Укр.), Санкт-Петербургских и Полтавских (Укр.) святых
В миру Остальский Аркадий Иосифович, родился 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Был окрещён 16 мая того же года в Иоанно-Богословской церкви с. Скаковки, где его отец был священником. Таинство крещения совершил священник села Янковец Павел Стефанович (родной дед по матери). Восприемниками были: приходской священник м. Кодня Елеферий Иванович Яроцкий и дочь священника с. Янковец Вера Павловна Стефанович, девица (сестра матери Аркадия).
Обучался в Волынской духовной семинарии. По её окончании в 1910 году был учителем церковно-приходской школы с. Великая Цвиля Новоград-Волынского уезда. В это время он, по настоянию родителей, женился на Ларисе Константиновне (1893 г. р.), хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу.
Священник-миссионер
14 сентября 1911 года был рукоположен в сан священника к собору г. Староконстантинова с назначением помощником уездного миссионера. Был священником на диаконском штате.
Проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчётах он излагал свои впечатления от поездок, суждения относительно сектантов на Волыни, опубликованные впоследствии в "Епархиальных ведомостях". Он был прирождённым миссионером, проповедовал просто и ясно.
С началом Первой мировой войны о. Аркадий стал военным священником и служил в 408-м Кузнецком пехотном полку.
Священник Аркадий Остальский |
Во время гражданской войны организовал при своём приходском храме Свято-Николаевское братство. Первое учредительное собрание братства состоялось в здании Житомирского суда 1 сентября 1918 г. Члены братства оказывали помощь нуждающимся и больным, хоронили умерших, не имевших родных и близких. О. Аркадий поимённо помнил всех опекаемых им больных.
О. Аркадий показывал пример жертвенности и крайнего нестяжания. Всё свои имущество раздавал нуждающимся. Близкие, зная, что он нуждается и не имеет средств, сшили ему шубу, которую он отдал бедной вдове, у которой было двое больных туберкулезом детей. Однажды он вышел из Житомира в сапогах, но, встретив на пути какого-то бедняка, поменялся с ним на лапти и уже в них пришел в Киев. В другой раз он отдал бедняку свои брюки, а чтобы это было незаметно, зашил полы подрясника, чтобы они не распахивались. Порой его чрезвычайной добротой пытались воспользоваться нечестные люди. Так, один пьющий человек, прикинувшись нищим, выпросил у него новый подрясник, но через некоторое время был замечен прихожанами на базаре продающим именно этот подрясник, который пришлось выкупить и вернуть о. Аркадию. В его комнате практически не было никаких личных вещей.
Воспитывая членов братства в духе ревностного христианского служения, о. Аркадий вместе с ними предпринимал долгие пешие паломничества к православным святыням, в частности в Киев. Дорогой они пели акафисты и церковные песнопения. Это были крестные ходы, которые проходили более двухсот километров, когда паломники останавливались помолиться у святынь, встречавшихся им на пути. Свято-Николаевское братство получило такую известность, что в Житомир стали приезжать люди из других городов.
Арест в ходе кампании по изъятию церковных ценностей
В период Гражданской войны, во время пребывания на Украине Петлюры часть духовенства Житомира вошла в состав автокефальной Украинской церкви. Эта группа поддерживала петлюровское движение. С возникновением раскола в Православной Церкви о. Аркадий поддержал позицию Управляющего Волынской епархией Фаддея и непоколебимо хранил верность канонической Патриаршей Церкви и резко отрицательно относился к раскольнической "автокефальной Украинской Церкви".
В 1920 году в Житомире утвердились большевики. Весной 1922 года началось изъятие церковных ценностей из храмов советской России. В Житомире было получено послание патриарха Тихона относительно изъятия ценностей, в котором предлагалось отдавать только те церковные вещи, которые не имели непосредственного употребления в богослужении. По распоряжению Волынского епископа Аверкия о. Аркадий огласил послание в церкви. Это явилось достаточным поводом для ареста.
6 мая он был арестован после Литургии при выходе из храма, за "агитацию против изъятия ценностей в пользу голодающих". Вместе с ним был арестован и его отец, священник Иосиф Остальский. Огромная толпа молящихся, на глазах которых происходил арест, двинулась вместе с о. Аркадием к зданию ЧК. Чекисты потребовали разойтись, угрожая расстрелом. Наиболее активная часть протестовавших была арестована и помещена в подвалы ГПУ.
Следствие продолжалось в течение месяца. Состоялся открытый суд, который продолжался несколько дней - с 7 по 10 июня 1922 г. Суд сопровождался репортажами в местной прессе, которая бессребренника и благотворителя о. Аркадия изображала скрягой, желающим смерти голодающим людям. О том, как шло следствие, можно судить по воспоминаниям сына о. Юлиана Красицкого: "После окончания следствия отец видел на спине Остальского следы пыток" (сам исповедник никому об этом не говорил). Во время чтения приговора о. Аркадий уснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. "Ну что ж, - сказал о.Аркадий, - благодарю Бога за все. Для меня смерть - приобретение". После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен на пять лет заключения.
Находясь в заключении, о. Аркадий вместе с владыкой Аверкием трудились на лесоповале в Корабельной Роще. Во время заключения о. Аркадия церковь, в которой он служил, была закрыта, но братство, основанное им, продолжало работать тайно, собираясь или в церкви Иоанна Богослова недалеко от собора, но теперь уже как обычные прихожане, или на квартире его матери, Софии Павловны, то у кого-либо из членов братства. Под давлением членов братства, постоянно ходатайствовавших о своем наставнике, о. Аркадий был освобожден по амнистии в самом конце 1924 г.
В то время, пока он был в заключении, супруга его вышла замуж, потребовав развода. Детей у них не было, о. Аркадий отдавал церкви и все свое время молитве и был рад, что Господь разрешил его от этих уз. Выйдя из заключения, о. Аркадий поехал в Дивеевский монастырь и Саров помолиться. Там блаженная Мария Ивановна сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». Там же, в Саровской Успенской пустыни, он был пострижен в мантию с тем же именем.
Епископ Лубненский
В начале 1926 года был возведен в сан архимандрита.
15 сентября того же года был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в Москве возглавил митрополит Сергий (Страгородский).
Как только епископ Аркадий прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, он был арестован и выслан в Харьков с запретом возвращаться в свою епархию.
Ссылка, нелегальное положение
Из ссылки бежал. Тайно вернулся в город Лубны, провёл пасхальное богослужение, под угрозой нового ареста скрылся. Жил в Новом Афоне на Кавказе среди монахов. Понимая, что он находится в розыске и в любой момент может быть убит, носил под подкладкой сапога свою фотографию, чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи. Поддерживал переписку с духовенством Полтавской епархии.
В конце 1927 г. после опубликования Декларации митрополита Сергия один священник Полтавской епархии (о.Александр) обратился к епископу с письмом, в котором заявлял, что отказывается от подчинения епископу Аркадию и митрополиту Сергию из-за декларации, так как она, по его мнению, по существу есть измена православию. В ответном письме владыка высказал свою точку зрения и попытался убедить священника в ошибочности его взглядов. Это письмо, без разрешения владыки, было в несколько переделанном виде выпущено как послание еп. Аркадия к Лубненской пастве, получив широкое распространение на Украине, и было впоследствии поставлено ему в вину как "антисоветский документ".
В 1928 году тяжело заболел и переехал в Киев, где жил на нелегальном положении. Великий Пост провел тайно в С.-Петербурге. Но Пасху 1928 г. он решил встретить открыто. Друзья выхлопотали для него разрешение служить. И он в первый день Пасхи участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа. Митрополит Серафим (Чичагов) предложил ему стать викарным епископом, но сказал, чтобы предварительно владыка запросил разрешение власти. Тогда еп. Аркадий принял решение поехать в Москву на Лубянку, чтобы попросить там разобрать его дело. В Москве еп. Аркадий решил лично повидать Тучкова, чтобы прояснить свое положение.
Арест, заключение в Соловецком лагере
Епископ Аркадий (Остальский). Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1928 год |
15 мая его дело рассматривал заместитель председателя ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест епископа. Ему вменили в вину его "Послание к Лубненской пастве". Содержался в Бутырской тюрьме.
23 июля 1928 года приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам заключения.
27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь. Везли в товарных вагонах. Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути. На остановках конвой открывал двери и вытаскивал из вагонов трупы.
12 августа прибыл на Соловки и был определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу.
10 сентября переведен в 12-ю роту и назначен сторожем, 16 сентября переведен в 6-ю роту. Сторожем прослужил до 9 мая 1929 года, когда его снова отправили на общие работы - рытье дренажных колодцев. В июне 1929 года отправлен на общие работы на Троицкую командировку на остров Анзер. В октябре 1930 года переведен во 2-ю роту поселка Савватиево на место сторожа. В марте 1931 года его снова перевели на общие работы на участок Овсянка, а затем на том же участке он работал сторожем.
В лагере его помещали то в барак, где большей частью были уголовники, то туда, где было заключено лишь духовенство, но и на преступников, и на священнослужителей владыка оказывал благотворное влияние. Лагерному начальству это не нравилось, и потому оно часто переводило епископа с места на место. Находясь в лагере, владыка не только раздавал все, что получал сам от своих духовных детей. По мере возможности владыка совершал богослужения.
В одной из его лагерных характеристик было сказано:
В лагере владыка пользовался большим авторитетом у заключенных священнослужителей. Но украинские автокефалы и обновленцы и здесь оставались непримиримыми к православному архиерею. Некий Степан Орлик, автокефальный священник, еще в Житомире вступал с епископом Аркадием в ожесточенные публичные споры, обвиняя его в ереси. И вот, спустя столько лет, «оппоненты» встретились на Соловках. Неприязнь Орлика к православному епископу была столь велика, что он донес на епископа Аркадия администрации.
Действительно, владыка не вписывался в лагерный порядок: организовав вокруг себя православных священников, он внимательно следил за их дисциплиной, благочестием и за тем, чтобы никто не утратил бодрости духа и молитвенного настроя. Для священнослужителей, не имевших никакой поддержки от близких и родственников, он организовал кассу взаимопомощи. Невзирая на опасность, владыке иногда удавалось совершать у вольных монахов службу архиерейским чином. В 1930 году, на Введение Божией Матери во храм, он сказал проникновенную проповедь о значении церкви в жизни верующих, о том, что, «только лишившись возможности посещать храм, мы по-настоящему оцениваем, что потеряли».
Владыка принимал участие в работе Соловецкого музея общества краеведения, копировал древние грамоты. Им было скопировано 28 документов 1625–1797 гг. Большинство из них сегодня хранится в Государственном историческом музее.
Епископ Аркадий (Остальский). Следственный изолятор поселка Кремль в Соловках. 1931 год |
14 июля 1931 года решением тройки при ПП ОГПУ СССР по ст. 58-10 УК РСФСР еп. Аркадию добавили к сроку еще пять лет заключения в лагере.
После приговора его в качестве наказания перевели на некоторое время на Секирную Гору — аналог внутренней тюрьмы с самым суровым режимом.
В лагере ему предлагали остаться на службе в качестве кассира и обещали прекратить его преследование, если он откажется от священнослужения. Но он отверг предложение.
Освободили его только в 1937 г. Из лагеря вышел совершенно седой человек.
Епископ Бежецкий
В феврале 1937 года он был освобожден, средств к существованию практически не было. Вот свидетельство самого владыки:
Сам о. Николай и его брат Сергий были на Соловках, где и подружились с владыкой.
Несколько месяцев он жил в селе Селищи Рязанской области у протоиерея Михаила Дмитрова, он очень интересовался своими племянниками, находящимися на Соловках.. В мае 1937 года епископ Аркадий ездил в Патриархию к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию и хлопотал о награждении протоиерея Михаила митрой. Митрополит Сергий удовлетворил просьбу епископа, и владыка сам привез в Селищи митру и возложил ее на о. Михаила.
Две недели жил в Калуге, три раза за это время жил в Москве по три—четыре дня, иногда у двоюродной сестры Натальи Константиновны Асетницкой — одинокой вдовы, работающей машинисткой. Заходил, но очень редко, к Надежде Алексеевне Гринвальд, а также бывал у Веры Алексеевны Костомаровой. Все они были близкими знакомыми по церкви, еще с 1926 года.
Еще до последнего ареста и высылки на Соловки владыка бывал и служил в Пименовской церкви и поддерживал добрые отношения с ее настоятелем о. Николаем Баженовым. Побывав у о. Николая Баженова в 1937 году, епископ Аркадий рассказал о своих злостраданиях. Отец Николай спросил, чем он собирается заниматься. Владыка ответил:
В начале 1937 г. он последний раз посетил Житомир, чтобы помолиться на могиле матери, и встречался с бывшими членами Свято-Николаевского братства и с собратьями по служению о. Илией Николаевым и о. Иоанном Серовым.
В 1937 г. был назначен епископом Бежецким, викарием Калининской епархии, но власти не разрешили ему выехать к месту назначения. Проживал в городах Московской обл. (по адм. делению 1930-х годов). Поддерживал дружеские отношения с калужским архиереем Августином и на момент ареста проживал в Калуге.
Арест и мученическая кончина
21 сентября в 9 ч. вечера НКВД арестовало архиепископа Августина, о чем тут же узнал еп. Аркадий. На следующий день, около полуночи, преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но сотрудники Калужского РО УНКВД уже искали его. Состав был задержан, в вагон зашли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован [1].
Содержался в Калужском тюрьме, затем в Бутырской тюрьме в Москве.
17 октября 1937 года был допрошен:
Следователь спрашивал, у кого епископ жил, когда находился в Касимове. Владыка Аркадий ответил:
Священномученик Аркадий (Остальский) |
15 ноября состоялся последний допрос.
7 декабря Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР приговорила епископа к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию".
Расстрелян 29 декабря 1937 года на полигоне НКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [2].
Тропарь, глас 4
От юности Церковь яко невесту себе предобручи, проповеданием твоим велелепно украшенную, за нюже страдальчествовати по Христе изволив, не изнемогл еси крепостию полагая душу за други своя. Темже и по страданиях мнозех паки к гонителем самовластно приходиши, да в животе и смерти твоей возвеличится Христос, священномучениче Аркадие славне.
Кондак, глас тойже
Нравом кроток и сердцем милостив, во образ Спасов, священномучениче Аркадие, истощи себе щедротами убогих, любы же Христова паче обогати тя, не истощаваемая в заточениих, ниже в гонениих, сия любы на Голгофу русскую возведе тя, да и славу воскресения улучиши с новомученики российскими в Церкви торжествующей во веки.
Награды
- набедренник (1912, за примерное исполнение пастырских обязанностей)
Сочинения, публикации
Известен как замечательный проповедник, автор многих оригинальных богословских сочинений (в рукописях). Особенно хорошо написана его работа о церковном красноречии. Имеются сведения, что он составил практическое руководство проповедника. Большая часть его сочинений погибла при разъездах и переездах.
- Священномученик Аркадий (Остальский; 1889-1937), Епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии: “Мы не должны бояться никаких страданий…” Творения. В двух томах. Т. 2. / Издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви. Сост. диакон Игорь Кучерук, при участии Евгения Тимиряева. – Житомир. 2011
- Беседа на Троицкую Родительскую субботу // Московские епархиальные ведомости, № 4-5/2004
- Слово о Кресте // Московские епархиальные ведомости, № 6-8/2004
- "Подведем итоги прошедшему году" // Сретенский календарь: Заветы новомучеников и исповедников Российских, 30.12.2005
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Биография на сайте проекта Соловки. Энциклопедия:
- Биография на сайте Русское Православие:
- Прот. Николай Доненко. Священномученик Аркадий, епископ Лубенский
- Биография на сайте календаря портала Православие.Ru:
- И. Осипова. Эпизод из истории гонений на церковь в СССР:
- Священномученик Аркадий (Остальский; 1889-1937), Епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии: “Мы не должны бояться никаких страданий…” Творения. В двух томах. Т. 2. / Издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви. Сост. диакон Игорь Кучерук, при участии Евгения Тимиряева. – Житомир. 2011. Стр. 350 - молитвословия
[1] По официальным данным Аркадий (Остальский) арестован 22 сентября.
[2] Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Архангельской митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/