Священник Никандр Гривский (в центре), рядом с ним его отец свящ. Симеон и дочь Елена. В верхнем ряду слева сыновья Владимир и Петр, справа сестра о. Никандра Анна. 1929 год |
Память 19 сентября, в Соборе Архангельских святых, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 26 июня 1880 года в селе Волчино Псковского уезда Псковской губернии в семье священника. Брат священников Александра и Сергия.
В 1901 году окончил три класса Псковской духовной семинарии и до 1905 года служил псаломщиком.
В 1905 году женился на Ольге Сергеевне Беляниновой, дочери торопецкого торговца. Впоследствии у них родилось пятеро детей.
В 1912 году был рукоположен в сан диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Христова на погосте Почеп Пожинской волости Торопецкого уезда Псковской губернии, где служил в то время его престарелый отец. Храм был деревянный, построен в 1868 году. Всего в приход входило двадцать восемь деревень, в которых жили около тысячи человек.
В 1916 году от дизентерии скончались его жена Ольга, сын и дочь, и он остался с сыновьями, которым было десять и пять лет, и трехлетней дочерью.
О.Никандр вел свое небольшое хозяйство. Много помогал односельчанам, как продуктами питания, так и словами утешения. Никто не уходил без доброго участия в своих нуждах. Сыновья помогали по хозяйству отцу. В конце 1920-х годов, из близ лежащих сел, повадились красть у о.Никандра овечек, пшеницу, птицу и другое имущество, но о.Никандр не озлоблялся на людей, а только усиливал свою молитву.
29 сентября 1929 года сын священника Никандра Гривского, Петр, будучи в нетрезвом состоянии, по глупости похитил индукторную машину, с помощью которой производились взрывные работы у Подъездной горы по Холмскому тракту в районе деревни Савино в Торопецком районе Тверской области. Было начато уголовное дело. Когда выяснилось, что укравший является сыном священника, ОГПУ стало исследовать, что он собой представляет с политической точки зрения, с кем связан в деревне и не является ли человеком авторитетным для деревенской молодежи и не объединял ли ее. А также - что представляет собой его отец и насколько он авторитетен среди населения.
Выяснив, что отец Никандр в селе пользуется большим уважением, ОГПУ 13 января 1930 года арестовало его. Во время обыска у него дома было обнаружено заявление, подписанное несколькими десятками крестьян, которые просили уменьшить собираемый со священника натуральными продуктами налог, так как их они отцу Никандру не давали, а за совершаемые требы расплачивались деньгами. Власти подобное заявление расценили "как характеристику объединения вокруг себя населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок".
15 января следователь допросил священника. Отец Никандр, отвечая на вопросы следователя, сказал:
Вместе со священником был арестован староста церкви Василий Федорович Чупров, который категорически отказался признавать себя виновным, отвергнув все предъявлявшиеся ему "факты". Еще было арестовано трое крестьян.
На следующих допросах отец Никандр показал:
13 февраля 1930 года ОГПУ приняло решение освободить ранее арестованных троих крестьян, "так как они являются середняками, в прошлом никакой собственности и принадлежности к бывшим людям не имели, а также, принимая во внимание, что их деятельность проводилась под влиянием священника". В тот же день следствие было закончено. Священник Никандр, его сын Петр и староста храма Василий Чупров были обвинены в том,
4 марта 1930 года тройка при ПП ОГПУ по Западной обл. приговорила отца Никандра, как "руководителя контрреволюционной группировки", к десяти годам заключения в концлагере, а его сына Петра и старосту храма Василия Чупрова - к пяти годам заключения. Все они были отправлены в Соловецкий лагерь особого назначения.
В 1932 году отцу Никандру, как инвалиду, было заменено заключение в лагере на ссылку до окончания срока. Ссылку он отбывал в городе Каргополе. В 1933 году Василий Чупров был досрочно освобожден, сын священника, Петр, был освобожден по окончании срока заключения.
В 1936 году отец Никандр написал заявление начальнику Каргопольского отдела НКВД с просьбой оказать содействие в досрочном освобождении. Священнику отказали в досрочном освобождении с формулировкой: "Принимая во внимание тяжесть совершенного Гривским преступления".
20 июля 1938 года руководители управления НКВД по Архангельской области Некрасов, Вольфсон и Шульман санкционировали новый арест священника по обвинению в том, что он "высказывал контрреволюционные клеветнические измышления о колхозном строительстве и положении трудящихся в Советском Союзе, используя религиозные предрассудки, обрабатывал присутствующих в антисоветском духе". 27 июля отец Никандр был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. В тот же день он был допрошен.
В ноябре следователь допросил ссыльных священников Николая Черникова, Дмитрия Миловидова и Николая Чумаевского. Николай Черников показал:
Священник Дмитрий Миловидов показал:
Священник Николай Чумаевский сказал:
После всех этих показаний отец Никандр был снова допрошен.
7 января 1939 года отцу Никандру была устроена очная ставка со свидетелями Черниковым и Чумаевским. "Показания Николая Николаевича Черникова я не подтверждаю, так же как и свидетеля Чумаевского. А что касается разговора в отношении выборов в Верховный Совет, то такой разговор у нас с Чумаевским был, но не в антисоветской форме", – сказал отец Никандр.
25 июля отца Никандра ознакомили с обвинительным заключением. 3 августа в городе Каргополе состоялось закрытое судебное заседание Судебной Коллегии по уголовным делам в присутствии свидетелей Черникова и Чумаевского, в отсутствие Миловидова, так как к тому времени он уехал в Москву. Зачитав обвинительное заключение, председатель суда спросил отца Никандра, признает ли тот себя виновным, на что священник ответил:
Опрошенные свидетели подтвердили прежние показания. Прокурор потребовал меру наказания определить до пяти лет заключения. Защитник попросил смягчить меру наказания. В последнем слове отец Никандр повторил, что показания всех свидетелей являются ложными, контрреволюционных высказываний с его стороны не было. В тот же день священнику был зачитан приговор: "лишение свободы сроком на пять лет с последующим поражением в избирательных правах на три года, с отбыванием наказания в исправительно-трудовых лагерях НКВД".
16 сентября 1939 года отцу Никандру сообщили в Каргопольской тюрьме, что приговор вступил в законную силу. На следующий день священник прибыл в Обозерский лагерный пункт Архангельской области неподалеку от города Няндома. Священник направил кассационную жалобу в Верховный суд, но тот оставил приговор в силе.
Скончался 2 октября 1940 года в Обозерском лагерном пункте Архангельской области и был погребен в безвестной могиле.
5 августа 1992 года был реабилитирован прокурором Архангельской обл. по 1939 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года. Тогда точная дата его смерти ещё не была установлена, поэтому день памяти установили на его тезоименитство - день памяти преп. Никандра Псковского, 24 сентября.
В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [1].
В 2020 году в официальном календаре Русской Православной Церкви память сщмч. Никандра была перенесена на 19 сентября, однако год кончины почему-то указан 1939.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7» Тверь. 2002. С. 142-149
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] "Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии" // Официальный сайт Архангельской митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/