Петр Алексеевич Попов (1895 - 1937), священник, священномученик
Память 12 мая, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в январе 1895 года в селе Никольское-на-Корзле Даниловского уезда Ярославской губернии в семье диакона Алексея Михайловича Попова, будущего священника.
По окончании Ярославского духовного училища поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в 1918 году.
Три года работал школьным учителем в с. Савинском.
Женился на Елизавете Александровне (1900 г.р.), у них родилось три дочери: Анастасия (1918 г.р.), Ксения (1923 г.р.), Александра (1925 г.р.).
В 1921 году, по смерти своего отца, был рукоположен во священника и определен к Троицкому храму д. Здоровцево. После закрытия храма переведен ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии, на место отца. Затем служил в селе Вознесенье.
Жители села до сих пор вспоминают о.Петра как приветливого и общительного человека, очень любившего детей. У него был очень красивый голос, тенор. В проповедях он старался донести Слово Божие и показать, насколько живо звучит оно в современное тяжелое время. Говорил, что в жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо решиться взять свой крест и идти за Христом.
13 апреля 1931 года он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
В мае 1934 года возвратился из ссылки и вновь поступил священником в храм в селе Вознесенье Тутаевского района.
В это время о.Петр сблизился с тутаевскими священнослужителями, многие из которых также прошли ссылки и заключение. Все церковные традиции, когда в большие праздники до революции было принято священникам ходить по приходу, посещать прихожан и служить в их домах молебны, призывая на них благословение Божие, – отец Петр сохранил и во времена наступивших гонений. По своим убеждениям он был твердым последователем святителя Тихона, противником обновленчества и идеи лояльности Церкви по отношению к религиозной политике советской власти, за что был обвинен в принадлежности к Истинно-Православной Церкви.
31 июля 1936 года он был арестован в д. Помогалово и помещен в камеру предварительного заключения в Тутаеве, позже переведен в Ярославскую тюрьму. Проходил по групповому "Делу священников Надеинского В.Ф., Попова П.А. Ярославская обл. 1936 г.". Из обвинительного заключения: "Входил в группу ИПЦ священника Надеинского. Тихоновец. Молился о находящихся в узах".
Священник обвинялся в "чтении проповедей двусмысленного содержания антисоветской направленности, произнесении молитв о заключенных, находящихся в ссылке". Кроме того о.Петра обвинили в нарушении советского законодательства: "хождении по деревням с молебнами без разрешения органов власти". Сказанная о.Петром с амвона проповедь о том, что "служение земным благам является для человека вредным", была истолкована следствием как "противодействие культурной и зажиточной жизни колхозников". На допросе о.Петр отверг обвинение в антигосударственной деятельности:
Из допроса:
9 декабря 1936 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области (Сиблаг).
Из лагеря о.Петр писал отцу матушки: "Иван Филиппович, я живу в таком месте, в таком доме, где живут одни ящерицы". После ареста о.Петра матушка заболела манией преследования, нигде не появлялась, в дом никого не пускала, стремилась спрятаться в подвале. Она была в тяжелом состоянии, и детей разобрали родственники.
Скончался 25 мая 1937 года в Орлово-Розовском лагерном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.
3 мая 1989 года был реабилитирован прокуратурой Ярославской области по 1936 году репрессий. 11 июля 1989 года реабилитирован по 1931 году репрессий.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь. 2007. С. 68-75
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"