Протоиерей Илья Громогласов. Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1925 год. Фото с сайта fond.ru |
Память 22 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 20 июля [1] 1869 года в селе Еремшинский Завод Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне с. Ермишь Рязанской области) в семье диакона. Семья была небогата; у отца был дом, сарай, хлев, лошадь, корова и сколько-то церковной земли.
Первоначальное образование он получил в Шацком духовном училище, откуда в 1883 году перешел в Тамбовскую духовную семинарию. В 1893 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. Через год совет Московской духовной академии избрал Илью Михайловича исполняющим должность доцента на кафедре истории русского раскола. В 1900 году он был назначен на должность лектора английского языка.
В 1902 году Илья Михайлович обвенчался с Лидией Николаевной Дуловой, дочерью князя Николая Федоровича Дулова и его супруги Александры Юрьевны, урожденной Зограф.
С 1904 года - член Общества истории древних рукописей. Активный участник движения за участие мирян в делах Церкви и за проведение соборного принципа в ее управлении.
В 1908 году защитил диссертацию под заглавием "Определения брака в Кормчей", за которую ему была присвоена степень магистра богословия и премия митрополита Макария.
В 1909 году был избран членом-корреспондентом Императорского Московского Археологического общества.
В 1910 году он был назначен экстраординарным профессором Московской духовной академии на кафедре истории русского раскола и в том же году был уволен согласно его прошению от должности лектора английского языка.
В мае 1911 года был уволен из Московской духовной академии за прогрессивные взгляды, выраженные им официально в газетных публикациях.
Поступил инспектором классов Мариинского женского училища дамского попечительства о бедных в Москве и одновременно стал преподавать русскую литературу и всеобщую историю в Московской женской гимназии, которой заведовала его жена Лидия Николаевна Громогласова. Но Илье Михайловичу хотелось преподавать в высшем учебном заведении, и в 1914 году он выдержал экзамен на юридическом факультете Московского университета и был удостоен диплома первой степени. Через два года он выдержал экзамены по церковному и государственному праву и получил ученое звание магистранта церковного права. В том же году он был принят в число приват-доцентов на юридический факультет Московского университета на кафедру церковного права.
Илья Михайлович Громогласов. 1900-е годы. Фото с сайта fond.ru |
25 мая 1917 года Святейший Синод включил Илью Михайловича Громогласова в список приглашенных в состав Предсоборного Совета. Как член Предсоборного Совета он был утвержден Святейшим Синодом членом Поместного Собора и стал его деятельным участником. В декабре 1917 года Собор избрал Илью Михайловича в Высший Церковный Совет, членом которого он был в течение нескольких лет. Когда патриарх Тихон опубликовал послание, в котором отлучались от Церкви бесчинствующие, Илья Михайлович на Соборе сказал:
Был членом Совета Союза духовенства и мирян, организованного в январе 1918 г. После закрытия Собора продолжал работать в Комиссиях Собора: по сношению с народными комиссарами и по гонениям на РПЦ.
В начале 1922 года Илья Михайлович оставил светскую службу, приняв твердое решение стать священнослужителем.
18 февраля 1922 года рукоположен в сан диакона ко храму святого мученика Антипы в Москве патр. Тихоном, а через два дня – в сан священника к той же церкви.
22 марта был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму ГПУ, где находился до 14 августа, когда был переведен в Бутырскую тюрьму. На процессе по делу изъятия церковных ценностей, проходившем в Москве в ноябре-декабре 1922 года, он был приговорен к полутора годам заключения, которое впоследствии было заменено годом ссылки. Однако власти, несмотря на изменение приговора, содержали священника в Бутырской тюрьме. 2 марта 1923 года его перевели в Сокольнический исправительный дом, а 8 марта – снова во внутреннюю тюрьму ГПУ.
По данным ПСТГУ, 24 июля 1923 года был возведен в сан протоиерея.
По освобождении, 1 августа 1923 года он был временно назначен настоятелем Воскресенской церкви в Кадашах, а 30 сентября общее собрание прихожан единогласно избрало его настоятелем.
8 марта 1924 года ГПУ произвело в квартире священника обыск, после которого он был увезен на допрос и арестован. Во время следствия выяснилось, что о. Илья болен рожистым воспалением головы и лица, и ГПУ, отложив допрос, поместило его в заразный барак Бутырской тюрьмы. Узнав, что о. Илья заболел, его жена, Лидия Николаевна, стала усиленно хлопотать о его освобождении.
24 марта о. Илья был освобожден из тюрьмы, но следствие продолжалось, и 19 мая Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки на Урал. 28 июня о. Илия был вызван в милицию, где ему было предложено в трехдневный срок покинуть Москву и проследовать к месту ссылки – в Екатеринбург. Зная, что совершенно ни в чем перед властями не виновен, о. Илья не терял надежды, что ему удастся остаться в Москве и, продолжая церковное служение, закончить свои научные труды. Священник добился приема у прокурора Верховного Суда Красикова; в то время кабинете Красикова находился его помощник Катанян, им о. Илья и изложил существо дела. Его обвиняют в том, что он присутствовал на собраниях у католички Абрикосовой (где будто бы обсуждался вопрос о создании единого антисоциалистического фронта), в которых о. Илья принимал участие как представитель православного духовенства. Между тем по самому делу он ни разу не был допрошен, и вот теперь ГПУ требует, чтобы он в трехдневный срок покинул Москву. В ответ Красиков и Катанян обещали, что отсрочка священнику будет дана и они пошлют телефонограмму в ОГПУ. Отец Илья сообщил об этом представителям ОГПУ, но те ему заявили, что никакой телефонограммы не получали и снова потребовали немедленно покинуть Москву.
Отец Илья, надеясь на обещание Красикова, никуда не поехал. Через день его вызвали в ГПУ и сообщили, что отсрочка ему дана, и когда он понадобится, его снова вызовут.
19 мая 1925 года он вновь был арестован: к нему был применен тот же приговор – три года ссылки, начиная со дня ареста. Сослан он был далеко на север, в село Сургут Тобольского округа.
4 февраля 1927 года о. Илья написал заявление Красикову:
На это заявление Красиков ответил, что он оставляет решение на волю ГПУ, но у него нет возражений против выезда священника из места ссылки с дальнейшим запрещением для него проживания в шести центральных областях. Отец Илья ответа на это заявление не получил и 28 февраля 1928 года направил в Коллегию ОГПУ новое заявление, в котором писал:
Суть заявления была сообщена заместителю начальника секретного отдела ОГПУ Андреевой, которая вела "дело" священника, и она распорядилась передать в Тобольск, что она против его возвращения в Москву. 13 апреля 1928 года Коллегия ОГПУ постановила: "Лишить права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года".
Так о. Илья оказался в Твери, куда в это время получил назначение архиепископ Фаддей (Успенский), которого о. Илья знал еще по учебе в академии. Служил о. Илья за Волгой, в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оказавшимся впоследствии одним из последних незакрытых храмов, где часто служил святитель-подвижник.
В ночь на 3 ноября 1937 года был вновь арестован. Из дома у него взяли все сколько-нибудь ценное: два наперсных креста с украшениями, наперсный серебряный крест, крест напрестольный, магистерский знак, священнические облачения, крестильный набор, митру, Библию и служебное Евангелие, личные письма, тетради с записями, записные книжки, папку с личными документами, двадцать фотографий, помянник, семь медалей и значков и шесть книг самого священника, написанных им в бытность его профессором духовной академии.
Из протокола последнего допроса от 29 ноября:
Священномученик Илия (Громогласов), протоиерей |
2 декабря Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Расстрелян 4 декабря 1937 года в Твери. Погребен в общей могиле на Волынском кладбище.
26 декабря 1958 года был реабилитирован президиумом Калининского облсуда (по 1937 году репрессий).
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3, Тверь, 2001, 411-420:
- БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
- Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:
[1] По иг. Дамаскину - 19 июля 1869
[2] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918. М., 1996. Т. 6. С. 45.
[3] ЦА ФСБ РФ. Арх. № Р-40839. Л. 49.
[4] ЦА ФСБ РФ. Арх. № Р-40839. Л. 53