Священник Михаил Букринский. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год |
Память 1 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников, Московских святых и Рязанских святых
Родился 19 ноября 1869 года в селе Булыгино Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Букринского.
В 1890 году окончил Рязанскую духовную семинарию.
В 1894 году он был рукоположен во священника к Троицкому храму села Зименки Зарайского уезда [1], где и прослужил 44 года, вплоть до своего ареста.
В 1929 году отец Михаил был первый раз привлечен к судебной ответственности и приговорен к трем годам лишения свободы, которые, после подачи кассационной жалобы, были заменены Мособлсудом на денежный штраф в размере 100 рублей.
В 1930 году его оштрафовали на 1242 рубля.
В начале тридцатых годов от отца Михаила потребовали уплатить налог по всем видам заготовок. За неуплату всё его имущество было конфисковано.
В 1931 году он был оштрафован на 400 рублей и в том же году четвертый раз был привлечен к суду, который приговорил его к трем годам ссылки, но приговор был отменен.
В конце тридцатых годов, в связи с массовыми арестами священнослужителей, отец Михаил окормлял сразу две церкви: в селе Зименки и в селе Ильицино.
В феврале 1938 года сотрудники Зарайского районного отделения НКВД допросили председателя сельсовета и директора сельской школы, и те показали, что священник Михаил Букринский в 1934 году призывал население организованно отстаивать в райцентре храм от закрытия. «Если вы сейчас не примете мер, – сказал священник, – его большевики совсем сломают, большевики на это способны, их, нехристей, слушать не надо. Они вас обманывают, а вы им верите, – давайте действовать дружней, чтобы нам не лишиться храма Божьего» [2]. В июле 1936 года он «призывал население бросить полевые работы и пойти в поле и отслужить молебен о ниспослании Богом дождя» [3]. Часть колхозников на работу не вышла, а собралась около церкви для служения молебна. После этого председатель сельсовета вызвал к себе священника и предупредил его, чтобы он больше этого не делал. На что священник, по словам председателя, заявил, что в проекте новой конституции есть специальный пункт о свободном, беспрепятственном вероисповедании всех граждан, а «вы на местах искажаете законы и обманываете массу. Я пойду и скажу верующим, что вы нам не разрешаете соблюдать религиозные обряды; я вам подчиняться не буду, а буду делать так, как полагается пастырю» [4].
2 марта 1938 года отец Михаил был арестован и в тот же день допрошен.
Во время следующего допроса следователь спросил:
С момента ареста и всё время непродолжительного следствия содержался под стражей в тюрьме в Коломенском районе, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
7 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Михаила к расстрелу за "пораженческие настроения и выступления против Сталинской конституции".
14 марта 1938 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
20 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области.
7 мая 2003 года причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода для общецерковного почитания.
Награды
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март». Тверь. 2006. С. 4-7
[1] Ныне д. Зименки-1 Зарайского района Московской области
[2] ГАРФ. Ф. 10035, д. 23175, л. 2 об.
[3] ГАРФ. Ф. 10035, д. 23175, л. 7 об.
[4] ГАРФ. Ф. 10035, д. 23175, л. 3
[5] Рязанские епархиальные ведомости, 1912, № 6-7, с. 203