Священник Петр Петриков |
Память 15 сентября, в Соборе Московских святых, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, служил помощником начальника станции Тучково Александровской железной дороги. Мать, Татьяна Михайловна, происходила из семьи самарских купцов. В семье было пятеро детей. Двое умерли совсем молодыми; оставшиеся: Петр (1903-1937), Нина (1909-1992), Евгений (1914-1946). Это была хорошая, дружная семья, семья тружеников.
Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н.А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета:
Семашко поддержал юношу, и в 1921 году Петр был принят на медицинский факультет Московского университета. Учась на втором курсе, он переутомился от занятий и тяжело заболел.
Лечился он в амбулатории при железнодорожной больнице, и лечение продолжалось около двух лет. За эти годы в его душе произошел переворот. Источники вечной юности и радости, существование которых он предчувствовал раньше, нашел он теперь во Христе. В это время Петр познакомился со старцем Нектарием Оптинским, духовным сыном которого стал, сблизился с кругом молодых людей, и среди них – с Андреем Эльбсоном.
В июне 1925 года Петр был рукоположен в сан диакона (целибат) епископом Можайским Борисом (Рукиным), и в том же году был рукоположен во священника местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Крутицким Петром (Полянским).
В Москве отец Петр поначалу не имел прихода и служил иногда в храмах, где служили знакомые ему священники, - например, в храме Александрийского подворья в Москве, где священником был Андрей Эльбсон. Мягкий в обращении, о. Петр обладал сильным, волевым характером. По словам его сестры, девчонки бегали в церковь, где он служил, только для того, чтобы посмотреть на необычайно красивого молодого батюшку. При этом отец Петр, с его феноменальной памятью, был человеком энциклопедически образованным, помнил наизусть целые главы Священного Писания, которое свободно цитировал, тут же называя номер главы и стиха. Отец Петр большей частью жил вдали от семьи, но каждый его приезд к родителям в Тучково становился событием для местных жителей. Его любили и уважали все. Тут же несли к нему детей - крестить. С людьми отец Петр обращался просто и смиренно, никогда никого не осуждал, говорил тихо, двигался неспешно.
В мае 1928 года участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца - Нектария Оптинского. Сохранилась фотография о. Петра в епитрахили прп. Нектария Оптинского.
В марте 1931 года он был определен в храм Николы в Кленниках.
14 апреля 1931 года был арестован в числе пятидесяти священнослужителей, монахов и мирян и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по групповому делу "Бабикова И.А. и др. (Р-35593). Москва, 1931 г.". На вопрос следователя о его прошлом отец Петр рассказал о своем происхождении и обучении и о том, что принял сан священника по внутреннему убеждению. Священник был обвинен "в участии в контрреволюционной монархической организации "ИПЦ", антисоветской пропаганде, помощи ссыльным".
5 июня 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР приговорило отца Петра к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Мариинские лагеря. Когда стало известно местонахождение лагеря, туда приехали мать и духовная дочь священника Вера Петровна Миронович, которая впоследствии стала его келейницей и помощницей. Поселившись неподалеку от лагеря, они стали хлопотать об отмене несправедливого приговора, так как обвинение в контрреволюционной деятельности не только не было доказано, но и вопроса такого на следствии не ставилось, – и 17 сентября 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить священника из-под стражи, лишив его права проживания в двенадцати городах сроком на три года.
Отец Петр после освобождения поселился в городе Муроме.
В мае 1932 года снова был арестован. Следователь на допросе 3 июня 1932 года задал священнику ряд вопросов, ответы на которые отец Петр написал собственноручно:
17 августа 1932 года следователь, ведший дело, постановил за недостатком следственного материала следствие прекратить и арестованных освободить. После освобождения отец Петр жил до лета 1936 года в Муроме, а затем уехал на родину в Можайск, куда вслед за ним приехала его духовная дочь и где посещали его знакомые священники и родные. Здесь отец Петр снял комнату, устроил в ней домовую церковь.
В феврале-апреле 1937 года в Москве по "делу" епископа Арсения Жадановского было арестовано полтора десятка священников и мирян, и среди них - 10 апреля 1937 года - отец Петр.
Сотрудники НКВД формулировали преступную деятельность арестованных таким образом:
Священномученик Петр Петриков. Икона Храма Святителя Николая Мирликийского в Подкопаях г. Москвы |
26 августа был допрошен дежурный свидетель из числа священников, который показал, что знает Петрикова как антисоветски настроенного и ненавидящего советскую власть и партию. 21 сентября 1937 года следствие было закончено. Отца Петра обвинили в том, что он будто бы "являлся участником контрреволюционной церковно-нелегальной организации, являлся руководителем Можайского филиала, организовывал тайную домовую церковь у себя на квартире, где периодически собирались его единомышленники из города Москвы и из других мест".
26 сентября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Петра к расстрелу за "активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов "Истинно православной церкви".
Расстрелян 27 сентября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
21 мая 1956 года был реабилитирован по 1937 году репрессий, а 10 апреля 1989 года Прокуратурой СССР был реабилитирован по 1931 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
См. также
- Групповое Дело - "П-25682, Москва, 1937 г."
Литература
- Газ. «Красное Знамя». 27 октября 2001 года.
- Бобринская В.С. Жизнь священника Сергия Сидорова и его семьи. М., 1993. Машинопись. С. 228-229.
- Даниловский Благовестник. М. 1992. № 2. ч. 1. с. 93
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 1» Тверь, 2005 год, стр. 187-193
- Н. Малахова «Истоки вечной юности и радости открываются во мне». Московский журнал, 01.01.2002