|
Священник Василий Студницын |
Василий Алексеевич Студницын (
1890-
1937),
протоиерей,
благочинный приходов
Серпуховского округа,
священномученик.
Память 26 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, Соборе Бутовских новомучеников, Соборе Серпуховских новомучеников.
Родился 18 марта 1890 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика городской Всехсвятской кладбищенской церкви.
В 1907 году окончил Дмитровское духовное училище, в 1914 году - Вифанскую или Московскую духовную семинарию и поступил псаломщиком в кладбищенскую церковь Всех святых в Серпухове.
В 1918-1920 годах был в тыловом ополчении.
В 1920 году был рукоположен в сан священника епископом Арсением (Жадановским).
В декабре 1929 года переведен в Троицкую церковь "на посаде" в Серпухове.
В 1930 году был арестован за неуплату налога и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Вернувшись из заключения, он снова стал служить в Троицкой церкви, в 1932 году был возведен в сан протоиерея и в 1936 году назначен благочинным приходов Серпуховского округа.
14 апреля 1937 года власти вызвали для допроса священника Алексея Синайского, бывшего настоятелем Успенской церкви города Серпухова.
«Василия Алексеевича Студницына я знаю как священника Троицкой церкви, - сказал отец Алексей. - Из личных бесед со Студницыным мне известно, что он зарегистрировался в горсовете как благочинный духовенства Серпуховского района. Мои взаимоотношения со Студницыным до настоящего дня были нормальными, все его указания я лично, как настоятель Успенской церкви, всегда исполнял в соответствии требованию канонического устава Церкви. В 1936 году Студницын, зарегистрировавшись благочинным духовенства по городу Серпухову и району, довел до сведения духовенства, что он вступил в отправление обязанностей благочинного и потребовал строгого сохранения канонических правил в отправлении религиозных обрядов. Вместе с этим он является на сегодня связующим звеном духовенства города и деревни с епископатом, через Студницына передаются церковные средства на содержание епископата, назначение, отстранение того или иного священнослужителя. Наряду с этим Студницын, считая себя представителем Православной Церкви в городе и районе, облеченный званием благочинного, требует от настоятелей церквей представления сведений о составе двадцаток, членов церковного совета, служителей культа, поступающие сведения передает в Серпуховской горсовет.
Кроме этого Студницын, считая себя благочинным, в период 1936–1937 года посещал ряд церквей в городе и районе в особо торжественные дни, где отправлял службы. Своим участием в службе Студницын пропагандировал великолепие церковного богослужения, ставя задачу — привлечение молящихся в церковь; приезд благочинного в тот или иной церковный приход заранее афишировался среди прихожан. Студницын, являясь священником Троицкой церкви, ввел служение двух литургий — ранней и поздней. Наряду с этим, для пропагандирования церковных отправлений при Троицкой церкви до сего времени используются три монашки, одна из них, Аглаида, исполняет обязанности внутреннего церковного сторожа: открывает церковь, зажигает лампады, убирает церковь, подает кадило, принимает поминания, продает свечи. Надо сказать, что Студницыну хорошо известно, что монашка Аглаида судилась, была в ссылке, вернулась; проживая в Серпухове, является помощницей Студницына в пропагандировании церковного движения. Помимо монашек Троицкая церковь имеет хорошо сколоченный церковный актив, за счет средств церковного ящика созданы великолепия внутри церкви, приглашаются с оплатой хоры певчих.
Из личных бесед со Студницыным за период с 1929 года по настоящее время у меня сложилось твердое убеждение, что Студницын является враждебно настроенным к мероприятиям советского правительства. Так, например, при проведении колхозного строительства он открыто говорил, что советская власть загоняет крестьян в кабалу. В неоднократных беседах он говорил, что советская власть устраивает гонения на Православную Церковь, закрывает храмы, снимает колокола, облагает духовенство налогами. Такое настроение у Студницына осталось до сегодняшнего дня, и это подтверждается тем фактом, что налог за него оплатил церковный совет из средств дохода церкви — церковного ящика, а церковный совет мог оплатить только тогда, когда он получил просьбу от священника о помощи в уплате налога.
В 1929 году Студницын группе священников говорил, что духовенство преследуют, заставляют молчать. Позже, в 1930 году, в одной из бесед в церковной сторожке Студницын говорил: “Нам надо не выпускать из наших рук селения возле Серпухова и осторожно среди крестьян вести работу, показывая им, как они жили раньше и как живут сейчас”. Студницын предлагал использовать монашек в проведении агитации против колхозов. В связи с развертывающейся антирелигиозной работой Студницын говорил: “Нам надо создавать твердую массу против вылазок врагов Церкви — коммунистов, безбожников”. С возвращением по отбытии принудительных работ в 1932 году, Студницын избегал бесед, но в последнее время с получением положения благочинного проводит активную церковную деятельность».
|
Протоиерей Василий Студницын. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год |
26 ноября
1937 года протоиерей Василий был арестован по обвинению "антисоветская к/р деятельность, проводимая среди населения против партии и правительства, руководитель к/р духовенства", заключен в тюрьму в городе
Серпухове и несколько дней допрашивался.
- Уточните следствию, какого течения вы придерживаетесь, старотихоновского или новообновленческого?
- Старотихоновского, в настоящее время возглавляемого митрополитом Сергием.
- Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, проводимую среди населения против политики партии и советской власти, и поэтому следствие предлагает вам дать правдивые показания.
- Я был в селе Кузьминки Серпуховского района на похоронах Варвары Палицыной. После похорон во время обеда я говорил о трудностях жизни при существующей советской власти, так как советская власть облагает непосильными налогами, в особенности духовенство, что еще говорил, не помню. Это я не отрицаю, это я говорил.
- Следствие располагает достаточным материалом о том, что вы среди населения проводили контрреволюционную деятельность против политики партии и советской власти, а поэтому следствие еще раз предлагает вам дать более правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.
- Данные мною показания следствию считаю правильными. Я признаюсь, что среди верующих высказывал свое недовольство советской властью, говорил о трудностях жизни при советской власти.
30 ноября следствие было закончено. Виновным в к/р деятельности священник себя не признал. 5 декабря тройка при УНКВД СССР по Московской обл. приговорила отца Василия к расстрелу. Его перевезли в Москву в одну из тюрем НКВД, перед расстрелом сотрудники НКВД сфотографировали его.
Расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
16 августа 1957 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания.
Литература
- ГАРФ. Ф. 10035, д. 34722.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7. - Тверь: "Булат", 2002 год, стр. 189-192.
- Студницин Василий Алексеевич // БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"