Сщмч. Вениамин (Воскресенский), еп. Тутаевский. Фото начала 20-х гг. XX в. |
Память 15 января [1], 22 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Радонежских и Соборе Ростово-Ярославских святых
В миру Воскресенский Василий Константинович, родился 15 января 1871 в селе Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье сельского священника, подвизавшегося на ниве народного образования. Два его брата стали священниками - Константин и Иван.
Начальное образование получил в школе, которую основал его отец и которая располагалась в их доме. Василий с детства пел на клиросе, в годы учебы в семинарии являлся регентом хора. Окончил духовное училище, в 1892 году - Ярославскую духовную семинарию, в 1896 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1898 году был назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю.
2 июля 1901 года переведен в Тифлисскую духовную семинарию, в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки.
10 марта 1908 года переведен в Вятскую духовную семинарию.
5 мая 1909 года переведен в Вологодскую духовную семинарию.
4 апреля 1911 года был назначен преподавателем Священного Писания в Ярославскую духовную семинарию, где также являлся руководителем семинарского хора. Принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, стал активным жертвователем. Участвовал в развернувшейся в церковной прессе полемике о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированными или сохранить местные различия. Воскресенский отстаивал ценность местных традиций, наиболее важным в церковном пении считал религиозную сторону. Помимо организации хора в семинарии Воскресенский создал церковный хор в родном селе Переславцеве.
В 1915 году Ярославский архиепископ Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в который пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей-проповедников, преподавателей семинарии, в том числе Воскресенского. На участниках кружка лежала обязанность произносить проповеди за богослужениями.
С 1916 по 1919 год преподавал в Ярославской железнодорожной школе 1-й и 2-й ступени, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства свт. Димитрия, в начале 1917 года ему было поручено принять участие в разработке проекта нового устава братства. После закрытия семинарии Воскресенский в 1918 году перешел на работу в общеобразовательную школу в Ярославле. В 1919 году собрание духовенства и мирян Ярославской епархии избрало его членом епархиального совета.
4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Воскресенского кандидатом на замещение Тутаевского викариатства.
В том же году он принял монашеский постриг и 9 октября 1921 года был хиротонисан во епископа Тутаевского [2], викария Ярославской епархии, стал одним из ближайших помощников митрополита Агафангела. Верующими почитался как ревностный архиерей, молитвенник, старец, прозорливец, имел много духовных чад.
В 1922 году в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 года ОГПУ арестовало митрополита Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако православное духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Тутаевскому епископу.
Тем же летом 1922 года епископ Вениамин был арестован ("за хранение штампов и бланков" - видимо, тех духовных заведений, сотрудником которых он являлся до революции), заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках.
15 октября 1922 года в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в котором приняло участие более трех тысяч человек Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом преосвященного Вениамина. Несмотря на то что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. В. был осужден за «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к семи годам лишения свободы. По амнистии (в связи с пятилетием советской власти) срок был сокращен до пяти лет, в 1926 году епископ Вениамин был освобожден.
Архиерей возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего викариатства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в которой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христианское просвещение, он брал с собой во время объездов викариатства наиболее одаренных проповедническим даром священников.
Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 года владыка Вениамин был арестован в городе Пошехонье, заключен в ярославскую тюрьму. Владыку обвинили в "монархической агитации", которая состояла в том, что диакон за архиерейским богослужением возглашал: "Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело" (Пс. 20, 2). Проходил по групповому "делу еп. Вениамина (Воскресенского), священника Стратилатова В.И. и др. г. Ярославль, 1927 г.".
В ответ на требование следователя епископ Вениамин рассказал о своих поездках по уезду и изложил содержание своих проповедей:
Из материалов следственного дела:
10 июля 1927 года следствие было завершено, материалы отправлены для окончательного решения в Москву, дело было передано на рассмотрение тройки при Секретном отделе ОГПУ. 23 сентября 1927 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ епископ Вениамин был признан виновным в том, что "среди своего окружения и при проведении богослужения проводил антисоветскую агитацию, выражал недовольство Советской властью, проводимыми мероприятиями в отношении церкви" и был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
Отбывал срок в поселке Джамбейта Уральской обл., в 1929 году был переведен в село Каратюбе в той же области.
В ссылке епископ поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации митр. Сергием (Страгородским) и Свящ. Синодом "Декларации" 1927 г., епископ Вениамин, разъясняя пастве свою позицию, в 1928 году писал из ссылки:
В конце 1929 года в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма владыки Вениамина, изъятые при арестах, следователь, составляя обвинительное заключение, 18 февраля 1930 года сделал вывод о необходимости "привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки". В марте 1930 года ОГПУ в городе Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих.
1 апреля 1930 года епископа Вениамина арестовали вместе с другими 29 обвиняемыми; поскольку он имел сан епископа, ОГПУ сделало его главным обвиняемым по делу. На допросах владыка виновным себя не признал, заявил, что мн. «свидетелей» он никогда не видел, по существу предъявленного обвинения сказал: "Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство - два разных института".
По сведениям ПСТБИ, по отбытии наказания, 28 мая 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР епископ Вениамин был лишен права проживания в 8 областях с прикреплением к определенному месту жительства, в 1931 году был вторично арестован в ссылке, привлечен по делу "Ярославского филиала ИПЦ".
Священномученик Вениамин (Воскресенский) |
10 сентября 1931 года тройка при полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила священномученика к 10 годам ИТЛ.
Скончался 5 октября 1932 года в тюремной больнице в окрестности города Красноводска (Туркмения).
9 июня 1993 года был реабилитирован по делу 1927 года.
Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Литература
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С.139.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.966.
- Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.256-257.
- Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.279.
- Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
- Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3./Под ред. прот.Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С.27-41.
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум. Вениамин (Воскресенский) // Православная энциклопедия, Т. 7, С. 615-617:
- БД ПСТГУ "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.":
- Икона с сайта храма свт. Василия Великого Псковской епархии:
[1] Так по Православной энциклопедии и Служебнику изд. МП 2004 и 2013 гг.; однако в них нет памяти 22 сентября.
[2] Часто титуловался «епископом Романовским» по дореволюционному названию г. Тутаева - Романов-Борисоглебск.