Преподобномученики Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). Икона. |
Память 29 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских.
В миру Пивоваров Феодор, родился в 1873 году в г. Белополье Харьковской губ. (ныне Украина, Сумская обл.), происходил из мещанского сословия.
28 ноября 1904 года принял монашеский постриг в Глинской пустыни. О.Феогност был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он имел хорошие административные способности.
В начале XX века о.Феогност в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен епископом Александром (Кульчицким) в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан в 1882 г. на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия и духовного просвещения азиатских кочевников в Туркестанском крае. В Иссык-Кульском монастыре о. Феогност служил с 25 августа 1905 года.
26 апреля 1906 года рукоположен в сан иеродиакона, а 22 июля того же года - в сан иеромонаха.
Со 2 ноября 1906 года - благочинный.
С 8 декабря 1908 года - и.о. настоятеля Иссык-Кульского монастыря.
С 1916 года - помощник духовника для мирян.
Летом 1916 года в Семиречье началось восстание киргизов. Они напали на монастырь и потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был о.Феогност, ушла из монастыря - кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями. Вечером вернулись ушедшие монахи и на следующее утро похоронили всех убиенных в общей могиле. После этого события о.Феогност ушел в город Верный (ныне Алма-Ата). В 1919 году монастырь был закрыт коммунарами.
С 1913 года иеромонахи Серафим, Феогност и монах Ираклий начали строить скит. С 1916 года о.Феогност стал постоянно жить в этом скиту.
Утром 11 августа 1921 года о.Феогност был убит в своей келье приехавшими накануне в скит красноармейцами-грабителями. Он имел обыкновение по ночам молиться в пещере. Возможно, устал от ночной молитвы, прилег в своей келии отдохнуть - Бог знает, но как лежал он, скрестив руки на груди, так и остался - они в сердце ему выстрелили. Перед убийством спящего о.Феогноста, бандиты убили выстрелом в спину стоящего на молитве о. Серафима. Потом убийцы обыскали кельи, надеясь найти деньги, но не найдя ничего, уехали. На другой день приехали милиционеры, посмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли ее досками и, без гробов, завернув монахов в мантии, похоронили. О. Анатолий (Смирнов) отпевал их в скиту на Мохнатой сопке. Сорокоуст служили во всех церквах г. Верного, потому что убиенных монахов очень чтили в городе. Убийц нашли, но военный трибунал судить их отказался.
Несмотря на государственный атеизм, все эти годы из заупокойных синодиков прихожан Свято-Никольского кафедрального собора Алма-Аты не исчезают имена убиенных монахов и совершаются паломнические восхождения к могиле в Аксайском ущелье.
В 1991 году к 70-летию трагедии на месте убиения иеромонахов был водружен поклонный крест, в 1992 году была поставлена часовенная сень, а в 1996 году открыта Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь.
По благословению патриарха Алексия II, 11 августа 1993 года установлено местное чтимое почитание новомучеников - иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахстанской земле пострадавших.
Оба мученика, Серафим и Феогност, были прославлены для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
16 июля 2002 года были обретены мощи преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских. Ныне они находятся в построенной на месте их подвига Аксайской Серафимо-Феогностовской пустыни, в верхнем храме обители, освященном в их честь.
Молитвословия
Тропарь, глас 1 [1]
Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня в подвизех благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровителие явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, Православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: Слава Давшему вам крепость, Слава Венчавшему вас, Слава Подающему вами милости и исцеления.
Кондак, глас 2
Благое иго Христово на себе восприемше и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радующеся, пострадали есте, и в покой Небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мира и всем чтущим вас велию милость.
Награды
- набедренник (23 декабря 1907)
Литература
- Королева В. Святые Алма-Атинские преподобномученики иеромонахи Серафим и Феогност //Свет Православия в Казахстане. 1993. N 5. С.5-17.
- Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
- Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.2-3,7-8,18-20,62,151.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"