Свящ. Стефан Хитров |
Память 5 августа, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 7 апреля 1851 года в селе Гуляевском Ирбитского уезда (Байкаловский район Свердловской обл.) в семье священника.
По окончании первого класса Пермской духовной семинарии в 1869 году был определен на должность псаломщика в Дмитриевскую церковь села Таушканского Камышловского уезда.
16 мая 1871 года был посвящен в стихарь епископом Екатеринбургским Вассианом (Чудновским), а через два года переведен по прошению на служение в Богоявленскую церковь села Краснослободского Ирбитского уезда.
Женился на девице Марии Серафимовне; в семье родилось двое детей - Николай и Глафира.
14 июля 1882 года рукоположен в сан диакона епископом Екатеринбургским Нафанаилом (Леандров).
После многих лет служения в Краснослободском селе отец Стефан был переведен с семьей в церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Тропинского Шадринского уезда.
В 1905 году, поддавшись революционной стихии, опубликовал в газете статью вольнодумного содержания, направленную против некоторых представителей церковного начальства. За это он был наказан, ему назначили семь лет епитимии - монастырского покаяния в г. Верхотурье.
В 1914 году был рукоположен в сан священника и направлен на служение в Успенскую церковь села Медный рудник Екатеринбургского уезда.
6 августа 1917 года был переведен в Преображенскую церковь села Гуляевского Ирбитского уезда.
После революции служил в Богоявленской церкви Краснослободского села Ирбитского уезда.
В 1918 году был арестован, отпущен после уплаты контрибуции в размере 5000 рублей.
Отец Стефан благословлял своих духовных чад вступать в ряды Белой армии, на стороне которой воевал и его сын Николай.
Из материалов дела 1920 года:
При отступлении армии Колчака отец Стефан вынужден был уйти с белыми. Это решение далось батюшке нелегко. Ему было уже около семидесяти лет, и он хотел остаться служить в своем родном селе. Его сын долго уговаривал отца уехать. Красные полностью разорили хозяйство батюшки: забрали весь хлеб и зарезали скот. Видя безвыходность положения, отец Стефан наконец решил покинуть село с отступавшими войсками.
С белыми отец Стефан отступал до города Омска, где и остался служить священником при лазарете. Когда Омск захватила Красная армия, батюшка некоторое время продолжал исполнять свои обязанности при лазарете: исповедовал, причащал, соборовал раненых, духовно поддерживал болящих. Через несколько месяцев он решил вернуться обратно в родное село.
В это время краснослободская ячейка коммунистов проявила особую революционную инициативу. Местным властям было предложено принять к исполнению решение: всех «бегунцов», то есть лиц, возвратившихся из стана Колчака, а также и других «вредных элементов» отправлять в концлагерь.
В марте 1920 года, когда отец Стефан вернулся в Краснослободское, он был взят под стражу для заключения в концлагерь до тех пор, «пока не будут побеждены саботаж и разруха» . У батюшки было удостоверение от Ирбитского комитета трудовой повинности об освобождении от всеобщей трудовой повинности в силу преклонного возраста, но это ничего не изменило. Во время ареста отец Стефан попросил разрешения передать ключи от церкви старосте – Павлу Григорьевичу Кокареву. Павел Григорьевич, узнав о случившемся, оповестил прихожан. Срочно созвали приходское собрание, на котором отец Стефан простился с членами общины и объявил о своем аресте. Это было время Великого поста, когда православные люди должны исповедоваться и причащаться. Верующие боялись остаться без священника. На собрании было решено созвать церковный сход, на котором обсуждалось, как освободить священника из-под ареста. Этот вопрос взволновал всю волость, на сход собрались жители из нескольких окрестных селений. В протоколах церковного схода говорилось:
В документе стоят 118 подписей жителей села Краснослободского, 52 – села Гомяковского, 60 – деревни Мельниковой, 50 – села Зуевского и других.
20 марта 1920 года последовал арест членов приходского совета. Их обвинили в организации бунта против советской власти. «Это уже не первое такое выступление, которое происходит из-за попов», – сообщил уполномоченный при Ирбитской уездной городской милиции.
Следствие по делу отца Стефана длилось четыре месяца, все это время он находился в заключении, виновным себя не признал.
16 августа 1920 года Екатеринбургская губернская чрезвычайная комиссия постановила: применить к Хитрову С. Г. как к контрреволюционеру, пытавшемуся «восстановить малосознательные массы против сов[етской] власти во имя спасения собственной шкуры», высшую меру наказания. Других арестованных приговорили к пяти годам лишения свободы.
Расстрелян 18 августа 1920 года.
В 1992 году был реабилитирован по 1920 году репрессий.
Прославлен определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Интернет-версия екатеринбургской «Православной газеты»