Прот. Николай Дмитриевич Троицкий |
Память 25 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1895 году в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье диакона.
В 1918 году окончил Симбирскую духовную семинарию по первому разряду.
Некоторое время служил учителем сельской школы.
В 1920 году был рукоположен во священника к селу Сабаево (ныне Мордовия).
В январе 1929 года был осужден по статье 61 за неуплату налогов и некоторое время отбывал срок наказания.
После освобождения, с 1930 года перешел служить в село Семеновское Порецкого района Чувашской АССР, а в 1933 году - в село Малое Чурашево Ядринского района.
В 1935 году был возведен в протоиерея. Тогда же власти хотели привлечь его к общественным работам, на что священник писал заявление в сельсовет: «Прошу разъяснить в силе или изменено распоряжение ВЦИК № 247 (от 1930 года) – что отправка служителей культа на лесозаготовки, дорожное строительство или иные общественные работы не допускается. В прошлом году на основании данной справки председателем сельсовета я был освобожден».
По просьбе церковного совета был отменен наложенный ранее запрет на колокольный звон. Часто отец Николай просил разрешение у сельсовета на хождение по селу со святой водой в праздник Крещения и в другие праздники.
29 ноября 1937 года был подвергнут обыску и аресту. Содержался в тюрьме города Ядрин ЧАССР, был допрошен 30 ноября, 13 декабря 1937 года и 14 января 1938 года. На всех допросах обвиняемый священник виновным себя не признал.
На допросе, состоявшемся 13 декабря следователь спрашивал:
На другом допросе, произведенном 14 января 1938 года следователь спрашивал:
Были найдены лжесвидетели из числа колхозников соседней деревни. Один из них показывал:
12 и 13 января состоялись очные ставки с двумя лжесвидетелями, на которых отец Николай на заданный следователем вопрос подтверждает ли обвиняемый показания свидетелей отвечал:
18 января следствие было окончено и 1 февраля было предъявлено обвинительное заключение. 13 февраля исполняющий обязанности заместителя прокурора по Спецделам ЧАССР ознакомившись с делом нашел, «что дело расследовано с достаточной полнотой, преступление доказано и квалифицировано правильно, обвинительное заключение составлено в соответствии с обстоятельством дела и все процессуальные требования соблюдены и потому постановил обвинительное заключение утвердить и дело направить в Спецколлегию Верховного Суда ЧАССР для судебного рассмотрения».
Только 5 мая 1938 года состоялось закрытое судебное заседание Спецколлегии Верховного Суда Чувашской АССР в городе Ядрин, но за отсутствием свидетелей было отложено. 6 мая судебное заседание было продолжено, которое вынесло приговор подсудимому Троицкому по статье 58 пункта 10 части 1 - 10 лет лишения свободы. Поданную кассационную жалобу о пересмотре приговора Спецколлегия Верховного Суда РСФСР оставила без удовлетворения.
Протоиерей Николай был направлен этапом в Алатырскую исправительно-трудовую колонию, в которой в те годы находилось более 4 тысяч заключенных. Хотя колония не входила в систему ГУЛАГа, но в ней, как и в лагерях заключенные умирали от постоянного недоедания и болезней, поскольку не было лекарств. Среди них много священников и православных верующих. Верующие заключенные причащались Святыми Дарами, которые присылались в посылках или привозились близкими, исповедывались, молились.
Пробыв почти три года в Алатырской колонии, в марте 1941 года отец Николай был этапирован по наряду ГУЛАГа в Байкало-Амурский лагерь.
Скончался 10 марта 1945 года в Свободненском отделении БАМЛага. Был погребен в безвестной могиле.
Примерно в 1947-48 годах из лагеря вернулась женщина, которая рассказала о последних днях отца Николая Троицкого. В лагере они встретились и узнали, что оба из Чувашии. Тогда договорились, кто первей освободится навестит родных другого. Отца Николая уже освободили, но он сильно заболел горлом, так что не смог выйти из лагеря и через неделю умер. «Вы не переживайте - добавила женщина - похоронила его, как положено, в гробу – по-христиански».
Канонизирован 15 апреля 2008 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.
Награды
- набедренник (1920)
- скуфья (1922)
- камилавка (1924)
- наперсный крест (1928)
Использованные материалы
- Жизнеописание на сайте Чебоксарской епархии