|
Священник Иаков Бобырев. Тверская тюрьма. 1932 год |
Иаков Иванович Бобырев (
1883 -
1937),
священник,
священномученик
Память 4 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 25 ноября 1883 года в селе Букреевка Курского уезда Курской губернии в крестьянской семье. Окончил пять классов церковно-приходской школы и двухклассное училище.
С 1901 года - учитель церковноприходской школы в селе Щетино.
В 1903 году поступил псаломщиком в храм села Плаксино Курского уезда, где прослужил до 1915 года, когда был призван в армию. В 1918 году он вернулся в то же село и продолжил служить псаломщиком.
В 1920 году был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика.
В конце 1920-х годов за невыполнение плана хлебозаготовок был приговорен к трем годам высылки из Курской области. Он выехал в село Высокое Нерльского района Тверской области, где неподалеку, в деревне Никулино, жил его дядя, монах Алексий, обосновавшийся здесь после закрытия Калязинского монастыря. Отец Иаков жил как ссыльный, под надзором, и обязан был два раза в месяц являться на отметку в районное управление милиции.
В феврале 1930 года он был рукоположен в сан священника ко храму села Высокого. Крестьяне полюбили ссыльного священника за ревностное отношение к службе.
13 декабря 1931 года он был арестован по обвинению в антисоветской агитации, церковный совет сразу же обратился с прошением к властям:
"13 декабря 1931 года по какой-то неизвестной причине взяли у нас священника Иакова Бобырева. Мы, церковный совет, просим, чтобы вернули его к нам опять служить, потому что мы не замечали за ним никаких незаконных действий. Налог он уплатил в свое время, жил тихо, никуда не ходил, так как опасался, потому что был высланный. Агитации он никакой не вел, и мы думаем, что его взяли по чьей-нибудь клевете. И мы, церковный совет села Высокого, просим отпустить его к нам на службу".
Священник Иаков отказался признать себя виновным. 13 марта 1932 года тройкой при ОГПУ был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Свирских лагерях Ленинградской области.
После окончания заключения в конце 1936 года о.Иаков вернулся в с.Высокое и снова стал служить в храме.
27 сентября 1937 года священник снова был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, заключен в тюрьму в Кашине. В качестве свидетелей были допрошены председатель сельсовета, бригадир колхоза, рядовые колхозники, а из крестьян-единоличников – неверующие. Самыми характерными показаниями, вобравшими в себя все лжесвидетельства, были показания бригадира колхоза. Он показал:
"Яков Бобырев настроен враждебно против советской власти, в результате чего, безусловно, скрыто проводит контрреволюционную деятельность среди колхозников, что и отражается на проводимых сельскохозяйственных работах в колхозе. Особенно в религиозные праздники – народ уходит в церковь, и работа срывается в колхозе, точно указать факты его агитации не могу, так как он очень скрыто проводил контрреволюционную деятельность. Со своей стороны считаю, его бы давно надо было убрать из нашего селения, этим самым дали бы нормально проводить работу в колхозе без всяких срывов".
4 октября следователь допросил священника.
– Вы обвиняетесь в проведении антисоветской деятельности. Расскажите о фактах вашей антисоветской деятельности.
– Я виновным себя в проведении антисоветской деятельности не признаю, и антисоветских фактов агитации с моей стороны за время после прибытия из ссылки не было, – ответил священник.
– Следствие располагает достаточными данными о вашей антисоветской агитации. Требую правдивых ваших показаний.
– Вторично показываю, что с моей стороны антисоветской агитации не было.
– Следствие располагает данными, что в конце июля месяца 1937 года среди колхозников вы вели агитацию за срыв предвыборной кампании в Верховный Совет, указывая, что "только одни коммунисты будут голосовать и будут только их выбирать". Признаете ли такое антисоветское высказывание?
– Нет, с моей стороны агитации в антисоветском духе о выборах в Верховный Совет не было...
– Следствие имеет данные, что вы в августе 1937 года угрожали колхозникам расправой с контрреволюционным высказыванием о неизбежной перемене существующего строя в СССР. Признаете ли такой факт контрреволюционного высказывания?
– Нет, колхозникам я никому не угрожал, а также контрреволюционного высказывания о перемене существующего строя в СССР я не говорил, такого факта я не признаю.
– Следствие располагает данными, что вы в момент общественно-политической кампании по подписке на заем обороны страны вели антисоветскую агитацию среди колхозников против подписки на заем. Признаете ли это?
– Это я отрицаю, агитации против подписки на заем я не проводил. Это такое мнение создалось у председателя сельсовета. А было это потому, что один раз я остановился поговорить с гражданином села Высокого, но я ему о том, чтобы не подписываться на заем, ничего не говорил.
15 октября 1937 года тройкой УНКВД по Калининской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 17 октября 1937 года.
Реабилитирован 6 июня 1989 года Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 256-274
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"