Сергей Васильевич Архангельский (1898 - 1938), псаломщик, мученик
Память 24 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых
Родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского.
В 1910 году окончил сельскую школу, а в 1915 году Перервинское духовное училище. В 1916 году он поступил в Московскую духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, после революции все духовные учебные заведения были большевиками закрыты.
В 1919 году был призван в Красную армию и исполнял обязанности экспедитора.
С 1937 года в течение двух месяцев до дня ареста он служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района.
27 ноября 1937 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске.
— Вы лишались права голоса? - спросил его следователь.
— Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции.
— Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников?
— Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник, Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника.
— Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД.
— Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский.
— Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветекая деятельность?
— Никакой антисоветской агитацией я не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.
— Следствию известно, что вы вели агитацию за крах советской власти, говорили, что скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов. Признаете себя виновным в этом?
— В агитации за крах советской власти и повешение коммунистов виновным себя не признаю. Этого я ни с кем никогда не говорил.
— Следствию известно, что вы говорили, что советская власть задушила налогами: вы не имеете ни скота, ни земли — а налоги давай плати. Признаете себя в этом виновным?
— Между мной, Никольским, Соколовым и Померанцевым действительно был разговор о том, что я не имею скота, дома и ничего, а меня почему-то обязали мясопоставкой. Также среди нас был разговор, что сейчас арестовывают священнослужителей. Другого мы ничего не говорили.
— Вы продолжаете отрицать, не хотите давать показания, хотите скрыть от следствия свою контрреволюционную деятельность. Еще раз требуем от вас откровенных показаний.
— Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и остаюсь при ранее данных мной показаниях.
— Что вы говорили и относительно ареста священнослужителей?
— Относительно ареста священнослужителей у нас был разговор со священником Соколовым и диаконом Никольским о том, что к нам приходят часто из других приходов люди, чтобы окрестить ребенка, которые говорят, что у них арестовали священника, но за что арестовали и своих мнений по этому вопросу никто не высказывал.
На этом допросы были закончены, а 29 ноября и все следствие было завершено.
3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Скончался в заключении 7 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 258-260