Свящ. Зосима Пепенин с семьей. Иркутск, 1925 г. |
Память 20 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 25 сентября 1888 года в деревне Пепенино Яранского уезда Вятской губернии, в бедной крестьянской семье. Был четвертым ребенком в семье, где уже подрастали двое старших сыновей, Иван и Степан, и дочь, которую назвали Матроной, в честь матери семейства. По окончании церковно-приходской школы Зосима работал пастухом в родной деревне. Под впечатлением от жизни древних монахов уходил в лес, рыл пещеры и уединялся для молитвы. В деревне о нем говорили: "Этот будет попом или монахом". Вместе с тем он был очень трудолюбив, умел делать любую работу и отличался добрым нравом. В семнадцать лет с отцом и братьями ушел на заработки в город, шил шубы, тачал сапоги, столярничал. По весне пришла пора собираться домой, решил не возвращаться в деревню, а вместе с братом Степаном отправился на восток и поступил чернорабочим на железнодорожную станцию Миасс близ Челябинска, а позже - в пекарню.
В середине 1907 года пришел трудником в Челябинский Одигитриевский женский монастырь, в котором пробыл до конца 1908 года, а затем переехал в Томск, где поступил трудником в Богородице-Алексиевскую обитель. Здесь молодой человек прожил около двух лет, затем вплоть до 1913 года пробыл в Иркутском Вознесенско-Иннокентиевском монастыре.
В Иркутске Зосима знакомится с дочерью известного протоиерея Михаила Чирцева, настоятеля храма в селе Александровское, миссионера, просветителя якутов. Александра Михайловна Чирцева (1890 - 1969) была очень хорошо образованна, знала языки, играла на фортепиано, пела, была очень хороша собой, и многие женихи просили ее руки. Она же выбрала молодого семинариста Зосиму, юношу из бедной крестьянской семьи, пришедшего издалека. Он был красив и статен, хорошо пел и рисовал, но главное, что открывалось в нем, - внутренняя красота, молитвенность и щедрость души. Отец Михаил одобрил выбор дочери, и летом 1913 года сам венчал молодых в селе Александровском. В семье Пепениных родились дети: Александра (1914 - 2000), Галина (1919 - 2008), Серафим (1923, умер во младенчестве), Константин (1924 - 1943).
Священник (?) Зосима Пепенин, 1916 год |
В 1914 году он был рукоположен в сан диакона в том же соборе.
Осенью 1916 года поступил в Иркутскую духовную семинарию, которую закончил в 1918 году.
После окончания семинарии был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма во имя святителя Николая в селе Борисово Чумышской волости Барнаульского уезда Томской губернии [2].
Во время Гражданской войны жизнь отца Зосимы дважды подвергалась смертельной опасности. Однажды батюшка был взят в плен белогвардейским отрядом, но по просьбе местного населения вскоре был освобожден. В августе 1919 года [3] в доме священника устроили штаб роговцы (банда анархиста Григория Рогова), а самого отца Зосиму они увезли в Барнаул. Чудом, стараниями матушки он избежал смерти и вернулся домой.
В 1922 году он был арестован за неуплату предназначенного для священнослужителей повышенного налога, вскоре после рождения и крестин сына Серафима. Малыш родился слабеньким и на десятый день умер. Священника отпустили отпеть и похоронить ребенка, и вновь поместили в одну из камер барнаульской тюрьмы, он был приговорен к трехлетнему заключению. Матушка Александра, чтобы быть рядом с мужем, оставила дом, хозяйство и вместе с детьми переехала в Барнаул, устроилась на работу воспитателем в детский приют и паспортисткой в паспортный стол.
В 1923 году "за примерную работу" в тюремной сапожной мастерской отца Зосиму освободили, он вместе с семьёй вернулся в село Борисово, в свой дом и продолжил служить в Никольском храме.
Батюшке грозил новый арест, и в 1925 году отец Зосима с семьей уехал в Иркутск, к родным матушки Александры. Отец ее, священник Михаил Чирцев, к этому времени уже умер, брат Иван устроился на работу в Москве и звал всех к себе. Мама матушки Александры, Александра Васильевна, вместе с детьми сразу же приняла это приглашение.
С 1925 года батюшку часто переводили на разные приходы. Таким образом Церковь в те годы старалась уберечь своих служителей от преследований и арестов. Около двух лет батюшка был настоятелем (и единственным священником) храма в деревне Коза Ярославской области. Затем в город Любим Владимирской области, здесь было несколько священников; затем в деревню Шапкино под городом Ковровым Владимирской области (ныне Савинский район Ивановской области).
В 1929 году назначен священником храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. К его приходу относилось село Крылатское, а также деревни: Терехово, Татарово, Верхние и Нижние Мневники. Здесь батюшка также служил один, помогал ему псаломщик, который жил при храме с женой и дочкой. Отец Зосима с семьей снимал комнату в частном доме на Можайском шоссе [4].
Матушка Александра везде, где служил отец Зосима, пела на клиросе, была регентом, занималась с детьми прихожан. Батюшка очень ценил и берег свою семью, в которой царили любовь и согласие. Матушка отличалась строгостью, а батюшка ласковостью. Прихожане почитали отца Зосиму как крепкого молитвенника и очень любили за то, что он был добр и внутренне радостен.
В Великую субботу, 27 апреля 1935, батюшка был арестован по обвинению в "антисоветской агитации" и заключен в Бутырскую тюрьму. Среди прочего отцу Зосиме вменялось в вину и то, что он "жил на территории белых".
Обвиняемый Шаров, проходивший с ним по одному делу, показал: "Пепенин, будучи в Сибири при белых, имел там хозяйство - пять-шесть коров и прятал хлеб в землю".
Свидетель Дремина утверждала:
Нашлись доносчики, которые написали, что своими проповедями любимый всеми батюшка "агитирует против советской власти".
Ни одного показания против себя отец Зосима не подтвердил, обвинение в антисоветской агитационной деятельности не признал. Священник настаивал на том, что единственной темой разговоров между ним и прихожанами были вопросы богослужебные, а единственным поводом к посещению их домов - выполнение пастырского долга.
Лишь один факт признал батюшка. На вопрос прихожанина: "Почему вы не бросите службу?" - отец Зосима ответил: "Я - человек верующий и убежден в этом".
Тем не менее в обвинительном заключении от 22 сентября написано:
11 октября 1935 года Особым совещанием при УНКВД СССР был осужден по статье 5810 УК РСФСР на три года заключения в Карлаге. Перед отправкой было короткое "свидание", когда можно было в течение нескольких минут увидеть батюшку в толпе заключенных, отправляемых по этапу. Матушка, обладавшая сильным характером и пережившая несколько арестов мужа, поняла, что видит отца Зосиму в последний раз.
Письма от отца Зосимы приходили редко. В последнем письме батюшка писал, что его должны скоро перевести на свободное поселение.
19 сентября 1937 года, в день предполагавшегося перевода, батюшка был арестован в Карлаге по обвинению в том, что, "поддерживая тесные отношения с враждебно настроенными к советской власти и советскому правительству заключенными, проводил агитационную работу, говоря, что при царе Николае рабочему классу жилось лучше". В предъявленном обвинении виновным себя не признал.
31 октября того же года решением тройки УНКВД по Карагандинской области был приговорен за "антисоветскую монархическую агитацию" к высшей мере наказания - к расстрелу.
Расстрелян 2 ноября 1937 года. Место погребения неизвестно.
30 декабря 1957 года постановлением Президиума Карагандинского областного суда "постановление Тройки отменено и дело в отношении Пепенина З.А. производством прекращено за отсутствием состава преступления, т.е. по данному делу Пепенин Зосима Алексеевич РЕАБИЛИТИРОВАН" по 1937 году репрессий [5].
В середине 1980-х годов возобновился процесс реабилитации жертв политических репрессий. "На основании ч.I ст.I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий в период 30-40-х и начала 50-х годов» Пепенин Зосима Алексеевич 02.12.1989 г. был РЕАБИЛИТИРОВАН и заключением прокуратуры г. Москвы" [6]
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Зосимо, Христа ради пострадавый даже до крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.
Кондак, глас тот же
Во святителех благочестно пожив и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду, богомудре. Темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Зосимо.
Литература
- Егорова Т. И. Священномученик Зосима // Храм на Холмах. Приходской листок храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. 2009. № 1 (17)
Использованные материалы
- Жизнь священномученика Зосимы Крылатского (Пепенина), страница официального сайта Богородице-Рождественского храма в Крылатском:
- Пострадавшие за Христа 02 ноября (20 октября ст.ст.) // сайт ПСТГУ
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- В. В. Королёва. Зосима Алексеевич Пепенин, Православная энциклопедия, т. 20, с. 353
[1] Некоторые источники ошибочно указывают 1913 год годом иерейской хиротонии Зосимы Алексеевича.
[2] "Священномученик Зосима Крылатский (Пепенин) Москва, "Никея", 2015 год
[3] По другим данным - в 1920 году.
[4] "Священномученик Зосима Крылатский (Пепенин) Москва, "Никея", 2015 год; жизнеописание священномученика Зосимы на сайте храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
[5] Справка от 22.08.1991г из Прокуратуры Карагандинской области Казахской ССР, справка №60 от 26.09.1991 г. из Министерства юстиции Казахской ССР, жизнеописание священномученика Зосимы на сайте храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
[6] Жизнеописание священномученика Зосимы на сайте храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском