Прот. Николай Розов |
Память 20 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 27 ноября 1877 года в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинский район Нижегородской области) в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами – известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.
Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске.
В 1898 году был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненково Симбирского уезда и назначен заведующим двух церковноприходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе.
В 1900 году был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда.
14 декабря 1904 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда; здесь он был законоучителем и заведующим двух церковноприходских школ – в селах Барышская Слобода и Ольховка.
В 1906 году переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию, которую окончил в 1910 году со званием кандидата богословия. Преподавал Закон Божий в Еленинском институте.
Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства, близким он говорил, что это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, когда приходили к священнику гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, он был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости.
В 1908 году Общество выпустило направленную против пьянства брошюру, написанную отцом Николаем, в которой он, в частности, писал:
С 1918 по 1922 год служил в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря
В 1922 году переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие, а нечестие, если и проявлялось среди простого народа, то было еще беззлобным. Однажды отец Николай шел с сыном по селу. Стоящая на улице группа молодежи, увидев священника, стала громко скандировать: «У попа-то рукава-то – батюшки!» На что отец Николай тут же ответил: «У ворот-то дураков-то – матушки!» Услышав ответ священника, молодежь одобрительно загудела.
С 1925 по 1931 год служил в небольшом деревянном храме в селе Купчино недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея.
В 1932 году староста греческой, что на Лиговском проспекте, церкви Колхитис пригласил отца Николая стать в ней настоятелем, и тот дал согласие. Прихожан-греков в то время оставалось всего несколько семей, но церковь считалась посольской: иногда сюда приезжал посол Греции и по национальным праздникам вывешивался греческий флаг. Большое внимание в храме уделялось пению. Здесь был профессиональный хор под управлением А.П. Рождественского, в нем пели многие оперные певцы, и характер пения был скорее светский, нежели церковный. Один из алтарей был в честь святителя Николая чудотворца, это место в храме протоиерей Николай называл «русским уголком», но вскоре этот алтарь староста упразднил без согласия на то настоятеля. Отец Николай хотел богослужение в храме сделать более уставным, но и здесь потерпел неудачу и в 1932 году вынужден был перейти в Никольский храм на Охтенском кладбище.
19 марта 1935 года он был арестован. На допросе на следующий день следователь спросил его:
На этом допросы были закончены, а также закончено и следствие; в обвинительном заключении следователь написал:
28 марта 1935 года Особое Совещание НКВД постановило выслать отца Николая как социально опасный элемент на пять лет в Уфу, а вместе с ним и его жену.
После высылки священников настоятелем Никольского храма на Охтенском кладбище был назначен священник Феодор Боголюбов, он регулярно стал отделять часть церковных доходов высланным членам причта храма и их семьям. Эта помощь передавалась через Александра Николаевича Розова, сына о.Николая, который регулярно ездил в отпуск к отцу в ссылку. В Уфе отец Николай освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы, а посылаемые ему из храма деньги целиком отдавал своим детям.
О.Николай и матушка Ольга Александровна жили в пригороде, в Старой Уфе, близ маленькой церкви прп.Сергия Радонежского. В эту церковь ходили многие ссыльные, особенно ссыльные священники и диаконы, а также члены их семей. О.Николай являлся священником сергиевского церковного течения, являлся противником автокефального церковного течения и обновленчества.
9 декабря 1937 года была выписана справка на арест протоиерея Николая; в ней говорилось, что будто бы он «проводит контрреволюционную фашистскую пропаганду. Распространяет провокационные слухи о войне и поражении Советского Союза. За активную контрреволюционную агитацию Розов подлежит аресту с содержанием под стражей на время следствия в уфимской тюрьме по первой категории». 12 декабря священник был арестован и заключен в тюрьму. В тот же день он был допрошен.
Его сын вспоминал:
Допросы продолжались в течение месяца.
13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.
Расстрелян 5 марта 1938 года в Уфе и погребен в безвестной общей могиле.
Реабилитирован 13 декабря 1957 года "за отсутствием состава преступления". Родственники до реабилитации ничего не знали о судьбе о.Николая. Сын о.Николая Александр Николаевич несколько раз пытался выяснить судьбу отца и перед войной - приемной НКВД в Москве, на Кузнецком мосту; каждый раз ему говорили: "Выслан в дальние лагеря без права переписки". Он безуспешно подавал ходатайство в приемную М.И.Калинина, бывшего тогда главой правительства, приложив туда материалы предотвращения о.Николаем крушения поезда в Купчине, но ответа он не получил, и названные материалы ему не вернули. Только после реабилитации сын получил справку из ЗАГСа Уфы с датой смерти 19 сентября 1939 г. "от паралича сердца" с пустой графой "место смерти".
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 12 марта 2002 г.
Награды
- митра (1935)
Использованные материалы
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 327-333
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] Священник Николай Розов. Непобежденный богатырь. СПб., 1908.