Сщмч. Александр Миропольский |
Память 23 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе святых Челябинской митрополии
Родился в 1847 году в с. Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме этого села.
Начальное образование получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки.
В 1868 году окончил Казанскую духовную семинарию.
Вскоре женился и был рукоположен во священника ко храму с. Александровское Чистопольского уезда.
В 1871 г. был переведён в Покровский храм с. Апазово Казанского уезда. С 1872 г. служил епархиальным противомусульманским миссионером-проповедником в Казанской епархии, 35 лет он провел среди крещеных татар в качестве миссионера.
В 1881 году овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во сне отец Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать служить в том же селе. Священник так и сделал, и впоследствии она стала большой ему помощницей.
О. Александр писал:
В 1900 году был переведён в Троицкий собор г. Мамадыш Казанской губернии.
В 1906 - 1911 годах был вольнослушателем Казанской духовной академии. Вольнослушатели, согласно уставу Академии, могли посещать лекции, пользоваться библиотекой, но не имели права сдавать зачеты и экзамены. Поэтому после окончания учебы Академия не выдавала вольнослушателям диплома, а только удостоверение о прослушанных курсах. Появление в академических аудиториях в роли студента почтенного 60-летнего старца вызвало сенсацию. Энергии и намерениям батюшки поражались как студенты, так и преподаватели. Сам о.Александр держал себя со всеми просто, приветливо. Профессора увидели, что он действительно приехал учиться миссионерской работе, а не для провождения своего свободного времени. Как студент, он был образцом для всех. В течение 4-х лет он не пропустил ни одной лекции. В аудиторию приходил одним из первых, последним уходил из Академии. Все свободное время он проводил в библиотеках за книгами. О.Александр был первым богомольцем, регулярно участвовал в богослужении в академическом храме.
В течение трех лет учебы батюшка скорбел о том, что его, как вольнослушателя, к экзаменам не допускали. На четвертом курсе он решил подать кандидатское сочинение и просить у Св.Синода разрешения держать экзамены за все четыре курса Академии. Св.Синод разрешил Академии принять от о.Александра кандидатское сочинение, проэкзаменовать его по всем предметам академического курса и, в случае успешных результатов этих экзаменов, удостоить его от Академии звания кандидата богословия. Получив это разрешение, о.Александр горячо принялся за работу. Но ему было уже 65 лет, силы ушли: экзамены оказались для него непосильными. После нескольких неудачных попыток сдать экзамены он с глубокой душевной болью оставил это дело: "Видно, ушли мои силы, а ведь я этого и не заметил!"
После окончания Академии о.Александр оставил Казанскую епархию. Его, как опытного противомусульманского миссионера, пригласили в Екатеринбург.
С 1911 года служил в Успенской церкви пос. Каслинский завод Екатеринбургской епархии, в 1912 году был назначен епархиальным миссионером. Он учил, крестил татар, без боязни нес свет Христов среди мусульман, ездил с миссионерскими целями в различные окрестные поселки и селения.
О. Александр писал:
В конце 1917 года во время одной из миссионерских поездок он был арестован за распространение религиозно-нравственных брошюр, переведённых им на татарский язык. Затем был освобождён по прошению татар, удостоверивших власти, что брошюры не являются контрреволюционными.
5 июля 1918 года он был снова арестован красногвардейцами, в ночь на 6 июля был расстрелян вблизи речки Горькой в пятнадцати верстах от Каслей, вместе со свящ. Петром Смородинцевым и 30 жителями пос. Касли. Перед расстрелом палачи нанесли беспомощному старцу несколько ударов по лицу, били тесаком по телу, сломали ногу, прокололи ступню и, связанного по рукам, бросили в яму.
После занятия пос. Каслинский завод войсками Колчака состоялось отпевание 30 убитых большевиками, в том числе о. Александр, который вместе со священниками Петром Беляевым и Петром Смородинцевым был перезахоронен у алтаря Успенской церкви.
Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
В апреле 2020 года его имя внесено в состав Собора святых Челябинской митрополии [5].
Сочинения
- Любовь – сущность христианства
Литература
- Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1912. № 37-48;
- Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 16. С. 291-310;
- ЖНИР. Июнь. С. 415-419.
- Наши святые (Екатеринбургская епархия). Выпуск 1. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь, 2006.
- Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.176.
- Лобашев А. "Верою побеждали!...": Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск, 2007. С.20-22.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия (эл. ресурс)
- Дамаскин (Орловский), игум. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 415-419
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. № 37. С. 886-887.
[2] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. № 38. С. 913.
[3] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. № 48. С. 1149, 1152.
[4] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. № 41. С. 978-980.
[5] "Установлено празднование Собора святых Челябинской митрополии", официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5617366.html