Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛАЗАРЕВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Священник Павел Лазарев с супругой
Священник Павел Лазарев с супругой
Павел Андреевич Лазарев (1877 - 1919), священник, священномученик

Память 20 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 19 ноября 1877 года в г. Колывани на реке Обь, в семье мещанина.

Обучался в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, а с 1900 по 1903 год служил фельдшером в первом батальоне Сибирского резервного артиллерийского дивизиона.

В 1904 году состоял регентом Никольской церкви при железнодорожной станции в Никольск-Уссурийском (ныне Уссурийск). В Уссурийске жили и трудились его братья, известные в крае инженеры-строители.

В 1908 году женился на Клавдии Николаевне (урожд. Синцовой), впоследствии в семье родились дети: Евгений, Лев, Варвара и Милитина.

У Павла Андреевича был выбор: можно было бы продолжать семейное дело вместе с братьями. В своем прошении на имя архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольского) Павел Лазарев написал: "Имею непреодолимое влечение к церковному священнослужению…" [1]. Поскольку он не имел семинарского образования, ему назначили послушание псаломщика в Иннокентьевской церкви с. Многоудобное.

В 1910 году ему поручили заниматься преподаванием церковного пения и организацией хора в Южно-Уссурийском Богородице-Рождественском женском монастыре. Настоятельница монастыря игумения Сергия (Воронова) так отозвалась о П. А. Лазареве:

"Показал полное знание и опытность в певческо-хоровом искусстве. К делу относится с любовью и вполне добросовестно, благодаря чему за это время им были достигнуты безусловно хорошие результаты. В будничные дни занимался чтением и пением при отправлении утренних и вечерних служб. Поведение его в нравственно-религиозном смысле - безупречно" [2].

Такую же благожелательную характеристику написал благочинный протоиерей Косьма Серговский: "Лазарев, сколько его знаю, поведения очень хорошего, трезвый и в отношении своих обязанностей исполнителен"[3].

Успешно сдал перед епархиальной комиссией ставленнический экзамен по девяти предметам (чтение, пение, устав, история церкви и др.)

22 января 1912 года был рукоположен в сан диакона архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока и определен в Свято-Троицкий храм с. Раковка.

В 1915 году диакон Павел сдал на "хорошо" пять экзаменов в Духовной консистории, чтобы получить право быть возведенным в сан священника.

1 марта 1915 года был рукоположен в сан священника архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) в домовой Евсевиевской церкви при архиерейском подворье на Седанке вблизи от Владивостока.

В 1916 году супруга о. Павла Клавдия Николаевна была частично парализована по левой части тела [4]. Лечение, в том числе хорошими докторами из Владивостока и Японии не помогало. Отец Павел молитвенно обратился за помощью к святому Иоанну Кронштадтскому и получил во сне откровение: "Отслужи молебен Матери Божией, она идет к вам и употреби миро" [4]. Через несколько дней после такого сна в сельскую церковь Раковки из епархии пришло письмо с извещением, что чудотворную икону Богородицы вынесли крестным ходом из Шмаковского монастыря, и что она прибудет в село такого-то числа. Шел май месяц. Ко времени прибытия святыни на въезде в Раковку поставили огромный дубовый крест, высадили вокруг него кусты. В назначенный день вся деревня с хором и хоругвиями встречала прибытие иконы Божией Матери. Отслужили молебен, после которого о. Павел взял масло из светильника, горевшего перед образом и, вернувшись домой, покрыл им больные места своей супруги. Через три дня Клавдия Николаевна встала и самостоятельно пошла в церковь на литургию. Этот день чудесного исцеления навсегда вошел в семейный календарь как праздник.

В 1918 году о. Павел служил штатным священником храма Живоначальной Троицы села Антоновка Приморской области, что примерно в 50 км. от г. Спасска, в лесной местности. В воспоминаниях семьи Лазаревых, созданных на основе дневниковых записей супруги отца Павла - Клавдии Николаевны, говорится о том, что часто отец Павел размышлял:

"Какая пустая, бесплодная жизнь наша была в городе. Я только сейчас живу полной жизнью, здесь каждый цветок, каждая травка напоминает мне о Боге. Природа так убедительно говорит о величии Творца. Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину Святую, даже идти на страдания; и только выстраданные убеждения могут иметь неотразимую силу примера".

"Христианам нужно быть апостолами просвещения – вот наше назначение. - часто высказывался батюшка среди домочадцев. - Итак, будем следовать по пути Святых Апостолов Господа Христа, которые не делали заговоров злодеяния и не основывали ни тайных, ни явных политических обществ, а распространяли Учение своего Божественного Учителя и не отрекались от него даже пред языческими царями, но, не страшась мучений, шли на смерть – за Истину. Своим страданием и чистой совестью они утвердили на земле Алтарь для прославления Творца".

Отец Павел часто просил супругу: "Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук, а бодро стоял за веру в Господа Христа до смерти…" В январе 1919 года батюшка рассказал супруге о необычном сне, в котором ему явился Владивостокский епископ, предупредивший о том, что через шесть месяцев о. Павла убьют. Старший сын о. Павла - Евгений, впоследствии вспоминал, что одной из любимых книг папы в это время стал роман Сенкевича "Камо грядеши", посвященный гонениям на первых христиан.

В условиях анархии власти и разброда в умах прихожане находили в сельском пастыре надежду и опору. Антоновский священник продолжал ревностно служить, просвещать и обучать деревенских детей основам религиозной жизни, Закону Божиему. По житейским нуждам он участвовал в деятельности кооператива в нескольких селениях: Афанасьевка, Глуховка, Антоновка и Никитовка. Организовывал прихожан на сбор продовольственной помощи для обедневших жителей, и лично развозил ее по домам нуждающихся. При этом и сам батюшка содержал свое домашнее хозяйство. Эти меры помогали сельчанам выживать в условиях ухудшения жизни, а также постоянных поборов на нужды противоборствующих сторон: то казаков атамана Калмыкова, то интервентов-японцев, то красных партизан, то просто бандитских групп, в зоне действия которых находились села. Причем о. Павел не боялся защищать свою паству от беззаконий как одних, так и других.

В 1919 году в деревне Никитовка (примерно в 10 км. Антоновки) объявились красные партизанские отряды Гурко, Морозова, Алёшечкина, Топоркова, Песецкого под общим командованием А.П. Баранова. Крестьян окрестных селений запугали угрозами и жестокими расправами над теми, кто оказывался под малейшим подозрением, кто отказывался давать продовольствие на содержание отрядов. В такой ситуации священник Павел из Антоновки по сути оказался одним из тех, кто мешал вооруженным группировкам, захватившим власть, окончательно подчинить своему влиянию население.

Наступил май. Прошел праздник Вознесения. В наступивший после него первый воскресный день о. Павел служил литургию в своем храме. Церковный староста, пономари, в том числе старший сын батюшки - Евгений как обычно находились рядом с настоятелем в алтаре. Неожиданно в храм с шумом и наглостью вошли несколько вооруженных людей. Они принялись хулить Спасителя и надругаться над святынями. Отец Павел спокойно вышел в храм и продолжил каждение.

Народ, испугавшись было вооруженных людей, но видя стойкость священника, почувствовал уверенность, и партизаны при людях не решились арестовать батюшку. Однако через несколько дней в канун праздника Святой Троицы в дом настоятеля нагрянули красноармейцы…

Отец Павел точно знал, что за ним придут ночью его предупредил об этом за несколько часов один из антоновских крестьян. Но священник отказался от предложения тайно скрыться, срочно уйти срочно к родственникам в Спасск…. Когда в его дом вошло девять вооруженных людей, объявив, что он арестован, батюшка был уже одет, даже не спросил: за что? Все происходило на глазах семьи. Он встал перед образами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный Крест, простился и благословил детей. Клавдии Николаевне произнес: "Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас".

Отца Павла красные партизаны не решились убивать в Антоновке, а повезли в соседнюю Никитовку, где в помещении начальной школы был устроен допрос. Невольными свидетелями "суда" над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж. Согласно их рассказу командир отряда Писецкий лично беседовал со священником. Он сразу заявил настоятелю: Бога нет, а священники - царские прислужники, выдумали Его, чтоб держать народ в страхе и подчинении. Отцу Павлу было предложено условие освобождения из-под стражи: в церкви объявить народу, что он всех обманывал, а потом снять прилюдно крест и священную рясу. Но отец Павел на это предложение твердо заявил, что не откажется от Бога и за веру Христову готов принять смерть.

Недалеко от школы, в лесу за Никитовкой священника расстреляли и тяжелораненого бросили умирать. То, что это было так - догадались церковный сторож и ее муж, которых спустя некоторое время под угрозами привели к месту гибели священника и приказали копать для него могилу, чтобы похоронить тело. Они увидели, как покойный мучился на месте, куда упал после ранения, и пытался прикрывать кровавую рану на левой стороне живота.

По некоторым данным, убийство произошло в день праздника Святой Троицы, 26 мая/8 июня 1919 года. По записи в метрической книге Спасо-Преображенской церкви с. Спасское № 101 смерть священника наступила 20 мая / 2 июня 1919 года.

В августе 1919 года крестьяне Антоновки нашли тайное место захоронения батюшки, и, выкопав тело, увидели его лицо, которого совершенно не коснулось тление. Однако попытка Клавдии Николаевны и прихожан перезахоронить покойного о. Павла по-христиански, во гробе, была пресечена партизанами, которые после этого случая сожгли останки священника.

Указом Владивостокского епархиального совета от 31 октября 1919 года № 5712/ 7448 согласно рапорта священника церкви с. Спасское о. Петра Вотчинского было совершено официальное отпевание и сделана запись в метрической книге.

Решением епархиального совета от 12 октября 2018 года имя о. Павла Лазарева внесено в памятный синодик священников, пострадавших за Христа в годину гонений XX века.

Священник Павел Лазарев причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года [5].

Литература

  • Лазарев-Миронов Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017

Использованные материалы



[1]  РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 263. Л. 1

[2]  РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 263. Л. 3

[3]  РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 263. Л. 45

[4]  Лазарев-Миронов Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017. С. 132.

[5]  Журнал №159 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года - http://www.patriarchia.ru/db/text/5553804.html

Редакция текста от: 29.12.2019 14:58:00

"ЛАЗАРЕВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google