Священник Николай Порецкий |
Память 14 июля, в Соборах Архангельских и Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 8 марта 1865 года в селе Поречье Троицко-Невской волости Калязинского уезда Тверской губернии (ныне деревня Поречье Калязинского района Тверской области) в семье псаломщика Андрея Павловича Порецкого.
В 1879 году окончил Кашинское духовное училище, в 1885-м - Вифанскую духовную семинарию.
6 февраля 1886 года был назначен псаломщиком в Пятницкую церковь в Охотном ряду в Москве.
В 1888 году женился на выпускнице московского епархиального Филаретовского училища Любови, дочери священника Димитрия Зверева, служившего в храме Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки Московского уезда (ныне в черте Москвы). В семье родилось восемь детей, но трое из них умерли во младенчестве. В 1910 году скончалась Любовь Дмитриевна, в 1914 году был насмерть сбит поездом старший сын Николай, на которого о. Николай возлагал большие надежды как на свою опору в будущем. Услышав известие о смерти сына, отец Николай потерял сознание и, упав, ударился головой о каменный пол. С этого времени он стал часто болеть и у него стали случаться припадки эпилепсии. В 1923 году скоропостижно скончалась средняя дочь священника, Валентина, и в том же году умер горячо любимый им зять, муж старшей дочери, Марии Николаевны, которая вскоре переехала к о.Николаю вместе со своей двухлетней дочкой - его единственной внучкой Марией. Младший сын отца Николая стал профессиональным военным и жил отдельно. Его начальство, узнав, что он сын священника, потребовало от него отказаться от отца, пообещав скорое продвижение по службе; он согласился и уже более никогда не встречался с отцом. Известие об отречении от него сына явилось для священника еще одним тяжким ударом.
24 июня 1888 года Николай Андреевич был рукоположен во священника на место тестя, к Влахернскому храму в Кузьминках.
С 1894 по 1896 год отец Николай был наблюдателем церковноприходских школ. В 1897 году был избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 год был заведующим Николо-Перервинской школой и с 1903 по 1915 год - наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты. В 1906 году был избран товарищем председателя Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 году на епархиальном съезде благочинных был избран членом правления Перервинского духовного училища, в 1913 году уездный съезд духовенства избрал его членом Московского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание.
В 1913 году прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные протоиереем Иоанном Восторговым.
Влахернский храм, в котором служил священник, располагался в красивейшей местности вблизи Москвы в имении князей Голицыных. Его прихожанами кроме семьи князя были крестьяне поселка Кузьминки и деревни Выхино. В 1913 году протоиерей Николай выпустил книгу "Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына", написанную им на основе архивных разысканий и снабженную множеством фотографий, позволивших впоследствии, несмотря на то, что храм был разрушен безбожниками почти до основания, восстановить его в 1990-х годах в прежнем виде.
С 1914 года состоял членом Московской уездной комиссии Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915-1916 годах вел религиозные беседы и исполнял требы для пяти рот запасного полка.
В 1916 году был возведен в сан протоиерея.
В 1922 году о. Николая с детьми выселили из дома причта, и он вынужден был снять половину летней дачи в маленьком поселке, располагавшемся около красивейших старинных чугунных ворот, открывавших въезд через липовую аллею к княжескому дворцу (в начале 1930-х ворота были сокрушены и отправлены как металлолом "на переплавку").
Еще в 1923 году власти имели намерение закрыть храм, но отец Николай обратился к прихожанам с просьбой ходатайствовать, чтобы храм не закрывали. Были собраны подписи в поддержку предложения священника, под прошением подписались многие сотрудники находившегося рядом с храмом государственного института. В 1926 году власти снова поставили вопрос о закрытии храма, но и тогда храм удалось отстоять благодаря энергичным действиям священника и прихожан.
В сентябре 1928 года жители Кузьминок по требованию безбожников вынесли обсуждение вопроса о закрытии храма на собрание, происходившее под открытым небом, но из-за протестов верующих поднялся такой шум, что было предложено голосующим разойтись на две стороны. Безбожникам не удалось собрать большинства голосов, но, несмотря на это, решение о закрытии храма было принято.
В марте 1929 года советскими властями Влахернский храм был закрыт, его закрытие произвело настолько угнетающее впечатление на отца Николая, что после этого он тяжело заболел.
30 августа 1929 года ОГПУ вынесло постановление об аресте священника, обвинив его в том, что он
Священномученик Николай Порецкий. Иконописная мастерская храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулове (Московская область) |
На допросах он виновным себя не признал. 7 сентября дочь священника Мария отправила в ОГПУ заявление с просьбой отпустить отца как тяжелобольного человека на поруки. 11 сентября была проведена психиатрическая экспертиза, постановившая, что священник совершенно здоров и вменяем, хотя и имеет, с точки зрения врачей, "навязчивые состояния".
23 ноября 1929 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Николая к ссылке в Северный край на пять лет. Приговоренных к заключению и ссылке отправляли с Ярославского вокзала. На вокзале собралась большая толпа провожающих – родственников осужденных. Когда был подан состав с зарешеченными окнами, платформа была перегорожена, и на нее никого не пустили, был оставлен лишь узкий проход для заключенных и конвоя. Появилась колонна осужденных. Среди них в рясе и в широкополой шляпе шел протоиерей Николай - спокойный, но изможденный от пребывания в тюрьме. Дочь священника Мария бросилась к нему сквозь конвой и сунула ему в руки валенки. Один валенок упал, она подняла валенок с земли и снова ринулась передать отцу. Конвоиры не препятствовали.
Протоиерей Николай был отправлен в город Шенкурск Архангельской области, где его поместили в местную тюрьму, а потом отправили на один из пунктов лесоповала. В июне 1930 года о.Николай был освобожден от работы на лесоповале ввиду обострения болезни и невозможности использования его на физическом труде, с этого времени он находился в ссылке в г. Шенкурске под постоянным надзором милиции с обязательством ежедневно в ней отмечаться.
Старого и немощного священника приютили в своем доме монахини закрытого в 1924 году Шенкурского Свято-Троицкого монастыря сестры Таисия и Рафаила Пышкины. Они жили на окраине города в крохотной, построенной без фундамента, вросшей в землю избушке, больше похожей на землянку. Монахиня Таисия служила в это время псаломщицей в Шенкурском Благовещенском соборе. Монахини-сестры ухаживали за священником, делясь с ним тем немногим, что у них было.
О.Николай был лишен права переписки, так что его родным писала одна из сестер. Боясь преследований по отношению к своему ребенку, дочь о.Николая Мария Николаевна после ареста отца переехала в с. Салтыковка, где никто не знал, что ее отец и дедушка ее дочки - репрессированный священник. Дочь Мария Николаевна отправляла ему скромные посылки на имя сестер Пышкиных. Не отвернулись от него и младший ("отказавшийся" от отца) сын Дмитрий, тайно оказывая ему посильную помощь, и дочь Елена, жившая в Челябинске.
5 мая 1933 года монахиня Таисия была арестована и приговорена к двум годам ссылки в Северный край.
Протоиерей Николай Порецкий скончался 27 июля 1933 года в Шенкурске и был погребен на городском кладбище.
29 сентября 1988 года он был реабилитирован Московским городским судом по 1929 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года.
Награды
- золотой наперсный крест с украшениями (1900)
- наперсный крест от Святейшего Синода (1908)
- наперсный крест (1916)
- митра
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). "Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1" Тверь. 2016. С. 277–282
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"