Свящ. Андрей Бенедиктов |
Память 21 сентября, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 16 октября 1885 года в селе Воронино Большемурашкинского района Нижегородской губернии, в многодетной семье священника.
По окончании Лысковского духовного училища поступил в Нижегородскую духовную семинарию, которую окончил в 1906 году.
6 октября 1906 года поступил на должность надзирателя (воспитателя) в Нижегородское духовное училище, где прослужил три учебных года.
В 1908 году женился на Зинаиде Петровне, в дальнейшем у них родилось трое сыновей.
14 апреля 1909 года определен на место священника в Казанский храм села Сунеево Княгининского уезда. 29 мая 1909 года был рукоположен во священника совершил викарием Нижегородской епархии епископом Балахнинским Евфимием (Елиевым).
В период настоятельства отца Андрея в этом сельском приходе осуществлялось строительство нового храма, которое продолжалось несколько лет. Сунеевский храм строился на пожертвования прихожан и на средства, полученные по ходатайству отца Андрея от Святейшего Синода. Освящение каменной Казанской церкви состоялось в 1915 году.
В своем приходе отец Андрей кроме священнических обязанностей вел большую общественную работу. Состоял заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Начиная с 1911 года, как миссионер и проповедник он являлся членом местного отделения братства Святого Креста. В 1913 году его избрали депутатом от Арзамасского училищного округа по инспектированию церковноприходских школ. С началом Первой мировой войны молодой пастырь возглавил волостное Ичалковское попечительство по оказанию материальной помощи семействам воинов запаса и ратников ополчения. Кроме этого, с 1 января 1915 года отец Андрей стал членом комиссии Нижегородского отделения Комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны, а с осени этого же года - членом комитета помощи беженцам.
В феврале 1925 года был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и отправлен в нижегородский изолятор специального назначения.
Поводом для обвинения послужила публикация в районной "Крестьянской газете" заметки под заголовком "Проделки попа". В тексте говорилось о том, что священник сунеевской церкви использовал "тонкий дипломатический подход к массам с целью завоевания себе авторитета и этим самым углубить религиозный дурман среди них". По материалам данной публикации отца Андрея также обвинили в том, что он отказался обвенчать в храме жителя села Сунеева, некоего Миронова, который являлся комсомольцем, предложил ему выйти из рядов членов ВЛКСМ и публично покаяться в грехах в храме. Во время предварительного следствия батюшка не отрицал того, что он предлагал Миронову выйти из комсомола и покаяться перед всеми верующими, объясняя это тем, что для совершения религиозного обряда (венчания) покаяние положено по уставу Церкви.
4 апреля 1925 года прокуратура вынесла постановление о прекращении следствия:
В селе Сунеево о. Андрей служил до февраля 1928 года. На следующий год он начал служить в райцентре, в городе Сергаче - в небольшом деревянном храме во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Но и на новом приходе батюшка был не угоден властям.
4 мая 1931 года был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, направленной против организации колхозов. Более семи месяцев протоиерей находился под следствием в арзамасской тюрьме.
Через два с половиной месяца после освобождения, 26 марта 1932 года, был вновь арестован сотрудниками районного отделения НКВД по подозрению в причастности к подготовке диверсии, а именно - взрыву Сергачского военкомата. Священник находился под арестом четыре с половиной месяца. После того как отец Андрей в очередной раз был оправдан за недоказанностью вины и освобожден, власти запретили ему возвращаться в Сергач и продолжать пастырское служение.
16 июля 1933 года стало последним днем служения отца Андрея в Сергаче. По благословению епископа Феофана (Тулякова) отец Андрей переехал в Нижний Новгород, где некоторое время служил в Петропавловской кладбищенской церкви.
Затем был назначен настоятелем Покровского храма в самом центре города.
В Нижнем Новгороде семья священника (матушка Зинаида Петровна, родная сестра батюшки и трое сыновей) проживала в частном доме в районе так называемых Больших оврагов на улице Елецкой, недалеко от Воскресенского храма. Один из старших сыновей батюшки тогда работал бухгалтером, другой служил в рядах Красной армии, и еще один сын учился в Ленинграде.
Когда в октябре 1935 года городские власти добились закрытия Покровского храма, его общине предложили «переселиться в другое помещение для храма - в поле на кладбище, с ремонтом этого помещения во втором этаже». Договор райсовета с Покровской общиной о передаче последней в бесплатное пользование Новокладбищенской церкви был заключен 4 ноября 1935 года. К этому времени первый этаж храма уже занимала обновленческая община (очевидно, что обновленцы захватили бывший Сергиевский храм, освященный здесь еще до революции). В этот период времени отец Андрей Бенедиктов был временно командирован служить в Петропавловский городской храм.
Получив новое помещение, представители Покровской общины осуществили своими силами ремонт второго этажа Новокладбищенской церкви. 2 февраля 1936 года был подписан технический акт, согласно которому "все работы, как то: полы, окна, печи, двери и другие работы закончены в степени, допускающей богослужения". Начиная с апреля 1936 года отец Андрей вновь стал настоятелем Покровской общины, но уже в другом помещении - при храме на Новом кладбище (ныне это старообрядческий храм на улице Пушкинской).
В августе 1937 года был арестован вместе с другими священнослужителями города. В ходе следствия отец Андрей отрицал какое-либо участие в контрреволюционных организациях и отказался назвать свои личные связи.
10 сентября 1937 года отец Андрей был допрошен следователем.
Следователь НКВД не сумел добиться от отца Андрея даже подписи под данным протоколом, священник категорически отказался это сделать. Батюшка был очень близорук и разбил очки (о чем он сообщил родным в единственной записке из горьковской тюрьмы), и за невозможностью прочитать протокол отказался его подписывать. Больше отца Андрея не допрашивали, 20 сентября следствие было закончено.
Из обвинительного заключения:
21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу.
Расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Награды
- набедренник (1914)
- архипастырское благословение и грамота (5 октября 1915 года, от преосв. Иоакима (Левитского)
- фиолетовая скуфья (6 мая 1916, ко дню Святой Пасхи)
Использованные материалы
- Биография на сайте Нижегородской митрополии. Составлена по книге "Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской". - Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева