Анатолий (Ботвинников) (1881 - 1937), иеромонах, преподобномученик
Память 31 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Анатолий Иванович Ботвинников, родился 15 октября 1881 года в деревне Копани Быховского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, умер отец, и мать с сыном переехали в Тобольскую губернию, им дали землю, они обзавелись хозяйством, и Анатолий стал крестьянствовать.
Началась Русско-японская война, и Анатолий был призван рядовым на действительную военную службу. Во время военных действий он оказался в Порт-Артуре, был ранен; попал в плен, где пробыл около года; последствия ранения остались на всю жизнь - у него была ограничена подвижность руки и спины. После заключения мирного договора с Японией он был отпущен из плена и вернулся домой.
Анатолий Иванович прежде никогда не помышлял о служении Церкви, но война, близость смерти, ранение, жизнь в плену среди язычников произвели переворот в душе молодого человека; и он принял решение - если останется жив, то станет монахом.
В апреле 1906 года он поступил в один из сибирских монастырей. Здесь в течение нескольких лет он выполнял самые различные послушания. В 1912 году он был направлен в качестве православного миссионера в Китай. Через год он вернулся в Россию и поступил в Николо-Теребенский монастырь Тверской губернии и здесь принял монашеский постриг с оставлением того же имени.
В 1920 году был рукоположен в сан иеродиакона. В 1921 году советские власти упразднили монастырь, но оставили храм, где он и продолжал служить. Через несколько лет он был рукоположен в сан иеромонаха.
В 1928 году направлен в храм села Сорогожье Михайловского района Тверской области.
27 октября 1930 года помощник уполномоченного ОГПУ допросил комсомольцев Сорогожского сельсовета - юношу двадцати четырех лет и девушку двадцати лет, которые дали показания против приходского священника.
5 ноября иеромонах Анатолий был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Уже после ареста следователь в течение трех последующих дней собирал доказательства об антигосударственной деятельности священника, опрашивая жителей села. Вот что ему удалось собрать:
Вызванная на допрос мать свидетельницы, еще нестарая женщина, ответила на вопросы следователя лаконично:
Некоторые же и вообще отказывались что-либо показывать, говоря, что они знают о проповеди о. Анатолия только понаслышке. Собрав все эти сведения, следователь 18 ноября допросил о. Анатолия. Священник не признал себя виновным. 1 декабря помощник уполномоченного составил обвинительное заключение, где священнику вменялось в преступление распространение "ложных слухов среди крестьянства о якобы производимом гонении советской властью на церковь и служителей культа".
10 декабря 1930 года Тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Анатолия к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
После освобождения в 1934 году о. Анатолий получил приход в селе Дубровском Брусовского района Тверской области.
15 октября 1937 года был арестован, и на следующий день следователь допросил его.
При опросе свидетелей следователю почти не удалось собрать показаний против священника. Говорили только, что он сравнивал дореволюционную и новую жизнь и не был сторонником государственных займов.
После ареста и допроса священник был заключен в тюрьму города Бежецка. 11 ноября Тройка НКВД вынесла постановление о его расстреле.
Расстрелян 13 ноября 1937 года.
15 июня 1989 года был реабилитирован прокуратурой Тверской обл.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 339-341
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"