Евфимий (Любовичев) (1875 - 1931), иеромонах, преподобномученик
Память 6 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Любовичев (Любович) Ефим Алексеевич, родился в 1875 году в селе Буда Монастырская Калужской губернии в семье зажиточного крестьянина. Отец скончался, когда мальчику исполнилось тринадцать лет, и он стал жить у брата и жил здесь до тех пор, пока не пришел срок идти на военную службу.
Отслужив в армии, Евфимий в 1902 году поступил в Оптину пустынь и 31 августа 1910 года был зачислен послушником в число братии.
У него было сильное желание подвижнической жизни, хотелось подражать древним отцам-пустынникам, и он списался с помещиком Кашкиным, лес которого граничил с владениями Оптины, и испросил у него позволения поселиться в принадлежащем ему лесу. В благодарность он обещал помещику выдолбить гроб из цельной сосновой колоды: сам представляя главным - христианский подвиг и память о смерти, он и о других думал, что они мыслят так же. В этом лесу, в трех верстах от Оптиной, Евфимий построил себе келью и, не спрашивая на то разрешения монастырского начальства, туда удалился. На следующий день по его уходе настоятель Оптиной пустыни архимандрит Ксенофонт распорядился привезти его в монастырь. Здесь он постарался объяснить послушнику, опираясь на учения святых отцов, об опасности его положения, "о могущих быть в пустыне вражеских искушениях". Архимандрит убеждал его быть послушным уставу монастыря. Он и старшая братия увещевали послушника Евфимия "остаться в общежитии с братией, но он, отвергая все это, остался при своем убеждении", подал прошение об исключении его из братства, и Калужская духовная консистория постановила уволить его из Оптиной пустыни.
Через некоторое время он снова был зачислен в состав братии и состоял келейником у иеросхимонаха Анатолия (Потапова), старца Оптинского.
В 1914 году, в связи с началом Первой мировой войны, он был снова призван в армию, служил в лазарете и попал в плен.
По окончании войны в 1918 году он вернулся в Оптину, но монастырь вскоре был закрыт и превращен в музей, в котором он проработал до 1920 года, а затем поселился в городе Козельске, выполняя различные работы.
В июне 1930 года Евфимий отправился к архиепископу Смоленскому Серафиму (Остроумову), и тот рукоположил его во иеромонаха ко храму в городе Спас-Деменске. После рукоположения владыка обратился к иеромонаху Евфимию с напутственным словом, в котором призвал его служить верой и правдой Церкви и благословил смело проповедовать в защиту веры Христовой.
В Спас-Деменске отец Евфимий прослужил три месяца; в это время освободилось место священника в селе Боброво, неподалеку от его родного села, и отец Евфимий переехал туда. Но недолгим было его служение.
16 марта 1931 года он был арестован по групповому делу "дело к/р монархической группировки ИПЦ, Калужская (Западная) о., 1931 г.", заключен в брянскую тюрьму и на следующий день допрошен.
Следователь предложил ему рассказать о священнике из соседнего села Николае Мансветове, который также был арестован. Отец Евфимий сказал, что отец Николай человек простой и к людям относится очень хорошо, особенно к беднякам. Следователь спросил иеромонаха, что он думает относительно колхозов. "Я насчет колхозов думаю, - ответил отец Евфимий, - что в колхоз идти не могу по слабости здоровья; колхозы зависят от Божьей воли, но в Писании я нигде не находил про колхозы, а раз нет в Писании, то, значит, и колхозам не существовать".
30 марта следователь снова допросил священника, интересуясь, не агитировал ли тот среди крестьян против колхозов. Отец Евфимий сказал:
Летом 1931 года в брянской тюрьме резко участились случаи заболевания туберкулезом, заболел и отец Евфимий. 15 июля его поместили в тюремную больницу в тяжелом состоянии.
Скончался 19 июля 1931 года в тюремной больнице, до окончания следствия.
28 октября 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был посмертно осужден по обвинению: "принадлежность к к/р монархической группировке "ИПЦ", активная а/с деятельность с использованием религиозных предрассудков верующих, срыв собраний и других проводимых Советской властью мероприятий на селе".
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). "Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1". Тверь. 2016. С. 205-210
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"