Еп. Алексий (Орлов) |
Память 22 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских и Церкви Русской, а также Самарских святых
В миру Алексей Степанович Орлов, родился 8 февраля 1862 года, в городе Самаре в бедной семье псаломщика. Семья была глубоко верующей.
Обучался в Самарском духовном училище и Самарской духовной семинарии, в 1886 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия [1], после которой служил по духовной части.
Вступил в брак. В семье родились Евгения, Лидия, Людмила и Татьяна [2].
16 августа 1895 года рукоположен в сан священника, и состоял на службе в разных храмах города Самары, а затем в сане протоиерея, - в Самарском кафедральном соборе.
В 1922 году овдовел, и в том же году принял монашество.
3 июня 1923 года состоялась его хиротония во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии [3].
Вероятно во второй половине сентября 1923 года стал епископом Бугурусланским, также викарием Самарской епархии. Известно его письмо к патриарху Тихону, датированное 26 сентября 1923 года, в котором епископ Алексий сообщает об аресте Самарского епископа Анатолия (Грисюка) и о своем вступлении в управление епархией по благословению владыки Анатолия [4].
В конце 1923 года уклонился в обновленчество и был назначен обновленческим епископом Бугурусланским, с правом временного управления Самарской епархией.
В 1924 году в Самарском кафедральном соборе всенародно принес покаяние за уклонение в обновленчество, и был снова принят в общиние Русской Православной Церковью в сущем сане.
В 1924 году назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии.
16 сентября 1927 года был назначен епископом Малмыжским, викарием Сарапульской (Ижевской) епархии.
24 февраля 1931 года - переведён епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии.
По воспоминаниям А.И. Кузнецова, епископ Алексий (Орлов), прибыл в Астрахань в сентябре 1930 года, после ареста временно Управляющего Астраханской епархией епископа Вольского Андрея (Комарова). Фактически все время, пока епископ Андрей находился под стражей, до февраля 1931 года, на епископа Алексия легло бремя управления епархиальными делами.
Епископ Алексий был скромным, обаятельным человеком и за это он пользовался всеобщей любовью верующих. В обхождении он был очень прост, вел аскетический образ жизни, ежедневно служил в храме, главным образом в храме Князя-Владимира, около которого он жил в доме на улице Радищева, 38. Верующие старались приглашать его и в другие приходские храмы, где он любил служить по престольным праздникам.
Сохранилось описание внешности епископа: высокий рост, пышная, буквально до пояса, борода, белое румяное лицо с добрыми глазами и милой выразительной улыбкой.
В апреле 1931 года, епископ Алексей был удален из города. Только в 1933 году, из письма самого владыки, астраханцы узнали, что же произошло:
5 июня 1931 года был назначен епископом Сызранским, викарием Самарской епархии, но и здесь он пробыл недолго. Почти тут же его выслали в Сибирь, в Омск.
24 августа 1931 года он был назначен епископом Омским.
11 августа 1933 года был возведен в сан архиепископа.
24 апреля 1935 года был арестован на основании справки, составленной СПО УНКВД по Омской области, в которой говорится:
Через месяц с небольшим список обвиняемых пополнился бывшим священником Валерианом Михайловичем Сапожниковым, омским священником Петром Александровичем Кузнецовым и священником Степаном Авксентьевичем Шалыгиным все по той же статье. Так в недрах НКВД была сформирована группа "церковников-вредителей"
На допросах, которые продолжались до 10 июля 1935 г., владыка держался с достоинством, показал себя человеком честным, бесстрашным, полностью доверяющим своему ближайшему окружению. Из материалов допросов выяснилось, что владыка разъяснял пастве пагубность раскола и обновленчества, оказывал материальную помощь ссыльному и репрессированному духовенству, содействовал бежавшим из ссылки священнослужителям, беспокоился о материальных нуждах вверенной ему паствы, остро реагировал на взрыв в г. Омске Ильинской церкви.
10 июля 1935 г. было составлено обвинительное заключение, в котором значилось
- возглавлял к-р пораженческую группу духовенства Тихоновской ориентации. Сам распространял провокационные слухи о скорой предстоящей войне Японии с СССР и неизбежности гибели Сов. власти, обрабатывал верующих в пользу Японии, доказывая, что она является защитницей христианства;
- распространял провокационные слухи, что в случае войны Красная Армия восстанет;
- в связи с убийством Кирова говорил, что "много пострадало невинных".
22 июля 1935 г. дело было передано на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР.
25 октября 1935 года архиеп. Алексий был осужден по ст.58-10, 58-11 УК РСФСР за "участие в контрреволюционной группе" и приговорен к 5 годам ссылки, в Казахстан.
23 декабря 1936 года он прибыл в г. Мирзоян (современный Тараз). Здесь архиепископ Алексей помогал организовывать «староцерковническую» (принадлежащую к Патриаршей Церкви) общину, составлял списки ее членов, писал заявление в райисполком и давал советы по регистрации общины. Несмотря на запреты властей, по просьбам верующих совершал требы.
15 мая 1937 года был арестован Мирзоянским РО НКВД по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников», и заключен в тюрьму г. Мирзоян.
Проходил по одному делу с расстрелянными в г. Чимкенте митрополитами Кириллом (Смирновым), Иосифом (Петровых) и другими священнослужителями и мирянами.
В обвинительном заключении по данному делу, вынесенном 23 августа 1937 г., владыка Алексий обвинялся в том,
Кроме общего обвинения было поставлено в вину:
На допросах владыка Алексий не отрицал, что "помогал, как духовное лицо оформить религиозную общину староцековническую, технически составлял списки лиц, входящих в общину, писал заявление в райисполком и безграмотным давал советы как нужно идти в райисполком регистрировать общину"; не отрицал, что "имел связь с архиепископом Борисом Шипулиным, который управляет Ташкентской епархией, у него состоял на учете, как служитель религиозного культа, т.к. каждый служитель религиозного культа по правилам староцерковным должен стать на учет, где бы он не находился...". Но на вопросы о его антисоветской и к/р деятельно отвечал: "Никакой а/с деятельностью я не занимался". При предъявлении обвинения заявил: "Виновным себя не признаю ни в чем".
Протокол последнего допроса занял две строчки:
26 августа 1937 года тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. был осужден по ст.58-10,58-11 УК РСФСР за "антисоветскую деятельность" и приговорен к расстрелу.
4 сентября 1937 года был расстрелян близ города Чимкента, у Лисьей балки. В настоящее время место захоронения неизвестно.
5 июля 1958 года Президиумом Южно-Казахстанского областного суда был реабилитирован по 1937 году.
22 июня 1989 года Прокуратурой Омской обл. был реабилитирован по 1935 году.
Канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Литература
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1. С.147.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.961.
- Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.112, 721.
- Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
- Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.1: А-Алексий Студит. М.: "Православная энциклопедия", 2000. С.652.
- Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.6]. Омск: Кн.изд-во, 2002. 440с. С.188-192.
Использованные материалы
- Иосиф (Марьян), игум., Житие священномученика Алексия (Орлова):
- БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.:
- Страница сайта Русское Православие
[1] "Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии 1886 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html
[2] "Архиепископ Алексей Омский и Павлодарский. (Орлов Алексей Степанович)" // Сайт омского прихода прп. Ефрема Сирина - http://st-efrem.orthodoxy.ru/krest/aweb/d/al.htm
[3] По ortho-rus.ru он был хиротонисан обновленческими архиереями старого поставления.
[4] Журавский, А. В., "БУГУРУСЛАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО," Православная энциклопедия, т. 6, 297-298, http://www.pravenc.ru/text/153551.html