Димитрий Павлович Розанов (1889 - 1938), священник, священномученик
Память 18 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и святых Биробиджанской епархии
Родился 10 октября 1889 года в селе Бардино Коломенского уезда Московской губернии (ныне в городском округе Озёры Московской области) в семье псаломщика.
По окончании в 1907 году Коломенского духовного училища женился на Елизавете Павловне Кедровой и был назначен псаломщиком в храм Михаила Архангела в село Починки Коломенского уезда (ныне Ступинский район Московской области).
В 1918 году мобилизован в тыловое ополчение Красной армии, в котором прослужил до 1921 года.
21 ноября 1921 года был рукоположен во диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Починки, а 8 мая 1922 года - во священника к той же церкви.
В 1931 году за неуплату одного из налогов был приговорен к четырем месяцам принудительных работ. Мера наказания не была связана с лишением свободы, и священник во все церковные праздники приезжал в село и совершал богослужения.
В октябре 1937 года были собраны показания лжесвидетелей о том, что священник якобы занимался предвыборной агитацией, направленной против кандидатов, которые выдвигались местными коммунистами, и предлагал в кандидаты верующих людей, из-за чего население проголосовало против коммунистических кандидатов. Председатель местного сельсовета подал в НКВД справку, в которой писал, что благодаря агитации священника коммунистических избранников только со второго раза удалось провести в кандидаты. «Дальнейшее пребывание Розанова в селе Починки невозможно» [1], – заключил свою справку председатель.
Группа граждан села Починки, которые явились впоследствии и лжесвидетелями, направила в НКВД заявление, прося привлечь священника и активных членов двадцатки к уголовной ответственности за срыв выборов, так как были предложены не те кандидаты, которые предлагались представителями советской власти.
12 ноября 1937 года отец Димитрий был арестован, заключен в каширскую тюрьму и через день допрошен. На допросах следователь повторил все лжесвидетельства, но на каждый вопрос, с описанием несовершенных преступлений и пересказом непроизнесенных слов, отец Димитрий отвечал однозначно: «Этого я не говорил и виновным себя не признаю».
16 ноября следствие было закончено, и 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Димитрия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В марте 1938 года родные получили от него письмо со станции Известковая Уссурийской железной дороги (ныне - посёлок Известковый Облученского района Еврейской автономной области), и на этом всякая их связь со священником прекратилась.
Скончался 31 марта 1938 года в Бамлаге и был погребен в безвестной лагерной могиле.
Был реабилитирован по 1937 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2003 года.
Награды
- наперсный крест (1933)
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март, Тверь, 2006, с. 196-197
- БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-28180, л. 15.