Христофор Алексеевич Надеждин с супругой Екатериной Степановной |
Память 13 мая, в Соборе московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 21 февраля 1869 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника.
Первоначальное образование получил в Зарайском духовном училище, в 1889 году окончил Рязанскую духовную семинарию и был определен учителем пения и чистописания в Донское епархиальное училище. 20 ноября 1891 года он был назначен на должность надзирателя училища.
В 1892 году поступил в Московскую духовную академию, ему была предоставлена стипендия архиепископа Донского и Новочеркасского Макария. Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации, начатое им почти сразу же после поступления в академию, привели к резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы его отправили на лето 1895 года в Самарскую губернию для лечения кумысом.
Учась в академии, Христофор Алексеевич подружился с Иваном Васильевичем Успенским, взгляды которого на аскетический подвиг, на непрестанную борьбу с помыслами, на ревностное служение Богу были ему самому очень близки.
В 1897 году окончил Московскую духовную академию и защитил диссертацию на тему «Очерк истории православной полемической против раскола литературы ХVII и начала ХVIII веков (до учреждения Святейшего Синода)», получив за нее степень кандидата богословия. Исполняющий должность доцента Московской духовной академии Илья Михайлович Громогласов писал в отзыве на эту работу:
По окончании академии ее ректор, епископ Феодор, предложил Христофору Алексеевичу место миссионера в Новочеркасске, но престарелые родители, обеспокоенные возможной разлукой с сыном, настояли на том, чтобы он получил место служения в непосредственной близости от них.
10 февраля 1899 года Христофор Алексеевич поступил на должность законоучителя земской школы в родном селе Нижний Белоомут.
23 февраля 1900 года он был назначен заведующим школьными религиозно-нравственными чтениями по воскресным и праздничным дням. 22 апреля того же года он получил назначение на должность заведующего женской церковноприходской школой села Нижний Белоомут.
10 июля 1900 года рукоположен во диакона епископом Рязанским Полиевктом (Пясковским), а на следующий день рукоположен во священника к Преображенской церкви села Нижний Белоомут.
23 июня 1902 года был назначен священником в Предтеченскую церковь в Староконюшенном переулке в Москве и законоучителем гимназии имени Медниковых.
10 июля 1906 года был переведен в храм мученика Иоанна Воина, в котором он и прослужил до своей мученической кончины. Также нес послушание законоучителя, сначала в женской гимназии Ломоносовой, а впоследствии в женской гимназии Гельбик.
В течение 1915-1916 годов проводил внебогослужебные беседы с народом, на которых присутствовало иной раз до трехсот человек. Всего приход храма мученика Иоанна Воина насчитывал в то время около двух тысяч человек.
3 января 1921 года был назначен благочинным Замоскворецкого Сорока.
4 марта 1922 г. священник произнес в храме проповедь, в которой сказал, что наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа, а также прочел 12 марта в храме воззвание патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей.
23 марта 1922 года был арестован, а через три дня - допрошен. Отвечая на вопросы следователя, он сказал:
На вопросы обвинителей в зале суда отец Христофор отвечал:
7 мая отец Христофор произнес в зале суда последнее слово:
После того, как было рассмотрено заявление обновленческого епископа Антонина (Грановского) во ВЦИК с просьбой о помиловании приговоренных к расстрелу, 18 мая на заседании Политбюро слушали заключение Троцкого по приговору. По делу об изъятии церковных ценностей в Москве было решено:
18 мая 1922 года политбюро утвердило предложение Троцкого - расстрелять 5 человек из 11-ти, ранее приговоренных к расстрелу. Протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров остались приговоренными к расстрелу. После утверждения приговора заключенных перевели в камеру смертников, где они пребывали до своей мученической кончины.
Расстрелян 26 мая 1922 года [1] в Москве. Священников расстреливали вместе с группой других заключенных. Чтобы нельзя было узнать в них лиц духовного звания, их остригли и обрили. Могильщики рассказывали, что тела их были привезены на Калитниковское кладбище и здесь захоронены.
Канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь. 2007. С. 76-122
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] По другим данным, расстрелян расстрелян 2 июня 1922