Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАТРОНА (ГРОШЕВА)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Послушница Матрона Грошева. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год
Послушница Матрона Грошева. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год
Матрона (Грошева) (1882 - 1938), монахиня, преподобномученица

Память 7 марта, в Соборах Новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников

В миру Грошева Матрёна Наумовна, родилась в 1882 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина. У него было три дочери — Мария, Матрона и Пелагия. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: "в монастырь, в монастырь...", а Пелагии: "в нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж".

В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в монастырь в селе Евлево, где пробыли до его закрытия после революции, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Сестры жили в небольшом деревянном доме. У них был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирались в храме, а в оставшееся время подрабатывали рукоделием — стегали одеяла.

Сестёр в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по умершим.

В ноябре 1937 года были арестованы священники храма великомученицы Параскевы в селе Туголес — протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков, и псаломщик Петр Царапкин, и храм был закрыт [1]. С этого времени сестры остались единственными в округе "церковницами", кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику и наставить в вере и исполнении церковных правил и молитв.

В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников на свободе почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года председатель сельсовета согласился лжесвидетельствовать о монахинях и написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают богослужение. Явившись в один из домов, они говорили колхозникам: "Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать". Колхозницы в количестве восьми человек, вместо того чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос, почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: "Богу лучше молиться, а то Он нас всех накажет". В церковь с колхозницами ходят и сами монашки. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном суде.

27 февраля 1938 года была арестована вместе с сестрой и заключена в тюрьму в городе Егорьевске. Арестовали их с такой поспешностью, что не дали им толком одеться.

— Расскажите, чем вы сейчас, проживая при церкви села Туголес, занимаетесь? — спросил следователь.
— Вот уже двадцать лет, как я и моя сестра Мария прислуживаем во время богослужений в церкви и живём на церковные средства.
— Бывают ли у вас в доме колхозники, и какие у вас с ними идут разговоры?
— В дом к нам иногда заходили разные лица, приезжающие издалека, и оставались у нас ночевать. Но вот уже три месяца, как закрыта церковь по случаю ареста священника, и потому на ночлеге у нас никого не бывает. Между нами ведутся разговоры на религиозные темы.
— Вам предъявляется обвинение в том, что вы вместе с Марией Грошевой занимаетесь антисоветской агитацией. Признаете ли вы себя в этом виновной?
— Контрреволюционной агитацией я не занималась и виновной себя в этом не признаю, но разговоры на религиозные темы мы ведём.
— Скажите, вы совершаете у себя на дому богослужение? Кто к вам ходит? И ходите ли вы по домам колхозников с целью совершения богослужений? И высказываетесь ли против колхозов и советской власти?
— Богослужений на дому у меня не бывает, но колхозникам или кто приходит я рассказывала о Христе. По домам колхозников для совершения церковных обрядов я не ходила и недовольства советской властью не высказывала. О том, что в праздничные дни нужно молиться, я говорила, и что работа в колхозе подождёт, это верно, но в этом я никакой агитации не усматриваю. Имея цель помолиться Богу, я после закрытия церкви у нас в селе Туголес ездила в церковь села Петровского Шатурского района. Со мной ездили и другие лица, в том числе и колхозники.

Преподобномученица Матрона (Грошева)
Преподобномученица Матрона (Грошева)
11 марта 1938 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила монахинь Марию и Матрону к расстрелу за "контрреволюционную агитацию", и они были перевезены в тюрьму НКВД в Москве.

Расстреляны 20 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребены в безвестной общей могиле.

Монахини Мария и Матрона Грошевы причислены к лику святых Новомучеников Российских постановлением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Страница сайта регионального общественного фонда Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви:
  • Рассказ священника Константина Кобелева о преподобномученицах Марии и Матроне Грошевых:
  • Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:



[1]  По др. данным, этот храм в советское время не закрывался

Редакция текста от: 05.03.2016 21:17:21

"МАТРОНА (ГРОШЕВА)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google