Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕРМАН (РЯШЕНЦЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Фотография 1920-х гг.
Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Фотография 1920-х гг.
Герман (Ряшенцев) (1883 - 1937), епископ б. Вязниковский, викарий Владимирской епархии, священномученик

Память 2 сентября, в Соборах Архангельских и Коми святых, а также новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников земли Владимирской и новомучеников и исповедников Соловецких

В миру Ряшенцев Николай Степанович, родился 10 ноября 1883 года [1] в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии, брат Пермского архиеп. Варлаама (Ряшенцева), рано лишился отца. Окончил тамбовскую гимназию.

В 1902 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степенью кандидата богословия.

Во время учебы в 1903 г. пострижен в монашество с именем Герман, в 1905 г. рукоположен во иеромонаха.

С 17 августа 1906 г. - преподаватель, с 1 декабря 1907 г. - инспектор Псковской духовной семинарии.

Архим. Герман (Ряшенцев)
Архим. Герман (Ряшенцев)
30 января 1910 г. переведен в Вифанскую духовную семинарию, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря его усилиям был предпринят капитальный ремонт здания семинарии.

В июле-августе 1915 и апреле-августе 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Он обладал даром проповедника.

После закрытия Вифанской семинарии в 1918 г. переехал в Московский Данилов монастырь, где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу.

27 сентября 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифо-Волоцком монастыре. Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК.

19 февраля 1921 г. он был арестован, содержался в Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием (Страгородским), с которым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апреля 1921 г.

Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к двухлетней ссылке, которую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском округе: до декабря 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до августа 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 ноября 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при патриаршем местоблюстителе митр. Крутицком Петре (Полянском). 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к двум годам ссылки, которую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февраля 1927 г. в г. Ходжейли. 7 октября 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли Декларацию митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода.

Освобожден 14 января 1928 г., 26 июня назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии.

В конце 1920-х гг. в Вязниках усилилось давление властей на верующих. После того как в местной печати появились статьи с предложениями передать Казанский собор в г. Вязники под клуб или жилые помещения для рабочих, 26 октября 1928 г. прихожане собрались у уездного исполкома в защиту храма. В организации выступления верующих власти обвинили клириков и руководство церковного совета Казанского собора, а также еп. Германа как их «идейного руководителя».

Епископ Герман. Фото из следственного дела, 1928 г.
Епископ Герман. Фото из следственного дела, 1928 г.
14 декабря 1928 г. архиерей был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников» и помещен в тюрьму Владимира. Епископа обвиняли во введении в вязниковских храмах моления «о богохранимой державе Российской» и в «антисоветских высказываниях» во время проповедей.

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 17 мая 1929 года еп. Герман был приговорен к трем годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в отделении СЛОН в г. Кемь Карельской АССР. В январе 1930 г. переведен на Соловки, где вскоре заболел тифом и в конце того же года вместе с др. больными и неспособными к труду вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апреля 1931 г. дальнейший срок его заключения был заменен ссылкой. С июня 1931 г. жил в с. Красноборск близ Котласа, в июле переехал в Великий Устюг, в октябре 1931 г.- в с. Деревянск, в марте 1932 г. - в с. Вочь, с ноября жил близ с. Усть-Колом Коми (Зырян) автономной обл.

В феврале 1933 года был освобожден из ссылки, выехал в город Арзамас. По дороге в Москве имел беседу с митрополитом Сергием (Страгородским), но нового назначения не получил. В Арзамасе проживал как административно высланный поселенец, совершал богослужения с Арзамасским епископом Серапионом (Шевалеевским).

Оба архиерея были арестованы в марте 1934 года, после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма Арзамаса. 15 апреля еп. Герман был приговорен к трем годам ссылки. Отбывал срок на ст. Опарино (ныне на территории Кировской обл.), с 10 августа 1934 г.- в с. Кочпон, под Сыктывкаром Коми (Зырян) автономной обл. В Кочпоне под его духовным руководством сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, которые по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь находившимся в лагерях. По воскресным дням в доме еп. Германа собирались для молитвенного общения и беседы ссыльные архиереи Вологодский архиеп. Стефан (Знамировский) и еп. Серапион (Шевалеевский), священники и миряне. Еп. Герман организовал кружок любителей духовного пения при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери - единственном действовавшем храме в области.

Заключения и ссылки воспринимались вл. Германом как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в неволе. Но такие сомнения продолжались недолго. Он писал из ссылки:

«Я верю, что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложил на нее грех, небрежение и привязанность к земному» [2].

Сохранив светлый, исполненный христианской надежды взгляд на мир, еп. Герман был твердо убежден, что в годину бедствий совершается дело Божие:

«Происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний… Сейчас все с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиально идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему» [3].

Тяготы ссылки мало тревожили владыку ввиду его постоянной готовности принять за веру страдания и смерть. За пять лет до мученической кончины он написал:

«Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где все наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь» [2].

24 февраля 1937 г. он был вновь арестован и обвинен в организации из ссыльного и местного духовенства «контрреволюционной группы «Священная дружина»». Содержался в тюрьме в Сыктывкаре. 13 сентября Особой тройкой УНКВД Коми АССР был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре. На месте расстрела и захоронения еп. Германа в настоящее время находится городской аэропорт.

Имя епископа Германа (Ряшенцева) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода 6 октября 2001 г.

В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [4].

Молитвословия

Священномученик Герман (Ряшенцев). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря
Священномученик Герман (Ряшенцев). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря
Тропарь, глас 4

Красоты́ лица́ Бо́жия взыску́я,/ измла́да еди́на небе́сная помышля́я,/ все́ю кре́постию твое́ю возлюби́л еси́ Бо́га,/ и вся́, ели́ка стяжа́л, Дарова́вшему возврати́л еси́ умно́жив,/ последи́ же и себе́ само́го/ 'яко ж'ертву кр'асную прин'есл ес'и Благод'ателю./ Мол'и Христ'а Б'ога, святи́телю о́тче Ге́рмане,// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 7

К ве́чной Па́схе нетле́ния/ возше́л еси́ на зов Христа́,/ ди́вный па́стырю и пла́менный учи́телю,/ правосла́вия побо́рниче./ Да́льняя изгна́ния и заточе́ния/ му́жески претерпе́л еси́,/ му́ченическим венце́м я́ко со́лнце возсия́л еси́,/ священному́чениче Ге́рмане./ Моли́ Христа́ Бо́га дарова́ти на́м терпе́ние,/ от наве́тов вра́жиих спасти́ся// и поми́ловатися душа́м на́шим.

Кондак, глас 5

Хощу́, ре́кл еси́, о́тче на́ш Ге́рмане,/ со Христо́м мои́м бы́ти и Тому́ еди́ному рабо́тати./ Любве́ Влады́чни ничто́же есть сладча́йше./ Прииди́те, лю́дие, принеси́те да́ры Власти́телю душ на́ших/ и вся́каго бла́га Исто́чнику,/ и возра́дуется душа́ ва́ша,/ ни во что́же ско́рби земны́я вменя́ющи./ И нас, чту́щих любо́вию па́мять твою́,// не забу́ди в моли́твах, влады́ко святый.

Ин кондак, глас тот же

Преудобре́н во архиере́ех,/ за ве́ру Христо́ву от богобо́рцев пострада́л еси́,/ муче́ния кро́вию украси́лся еси́./ Ра́дуйся, святи́телю о́тче Ге́рмане,// Це́ркве Ру́сския украше́ние.

Награды

  • орден св. Владимира 4-й степени (24 мая 1916)

Сочинения

  • Нравственное воззрение прп. Симеона Нового Богослова // ПС. 1907. Янв. С. 19;
  • Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004.

Литература

  • Архивы: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 78, 119; Информ. центр МВД Карелии. Картотека учетных карточек; Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Д. П-4744; Архив УФСБ РФ по Респ. Коми. Д. КП-7446.
  • Отчет о сост. КазДА за 1905-1906 уч. г. // ПС. 1907. № 1. Прил. С. 19;
  • Протоколы заседания Совета КазДА за 1912 г. // ПС. 1914. № 7/8. Прил. С. 43-44;
  • Именной список ректорам и инспекторам ДА и ДС и начальникам загранич. дух. миссий на 1917 г. Пг., 1917. С. 91;
  • Польский. Ч. 1. С. 146; Ч. 2. С. 127;
  • Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. П., 1977. С. 356, 536, 545;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 324-325;
  • Русские правосл. иерархи: Исповедники и мученики: Фотоальбом. П., 1986. С. 19;
  • Красный террор в годы Гражданской войны. Л., 1992. С. 395;
  • Иоанн (Снычев). Церковные расколы. С. 136;
  • Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 39, 132;
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 311-313;
  • Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 144;
  • Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 18, 115, 274-275;
  • Прокофьева Н. М. Жизнеописания новомучеников, в земле Коми просиявших. Сыктывкар, 2002. Ч. 1. С. 16-19;
  • Воробьева А. Г. «Высшее изящество веры»: Жизнеописание сщмч. Германа, еп. Вязниковского // Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 7-76.

Использованные материалы

  • М. В. Шкаровский. Герман (Ряшенцев). Православная энциклопедия, т. 11, с. 226-227
  • Служба священномученику Герману, епископу Вязниковскому // "Уставные заметки", блог ЖЖ священника Максима Плякина, https://ustavschik.livejournal.com/251822.html. Примечание блоггера: "Тропари и кондаки были написаны в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете ранее составления службы, в службе собственные тропари и кондаки отсутствовали".



[1]  по др. данным, родился в 1874 или 1876 году

[2]  Письма владыки Германа. С. 226

[3]  Письма владыки Германа. С. 238

[4]  Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Архангельской митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/

Редакция текста от: 25.03.2020 12:37:10

"ГЕРМАН (РЯШЕНЦЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google