Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Фотография 1920-х гг. |
Память 2 сентября, в Соборах Архангельских и Коми святых, а также новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников земли Владимирской и новомучеников и исповедников Соловецких
В миру Ряшенцев Николай Степанович, родился 10 ноября 1883 года [1] в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии, брат Пермского архиеп. Варлаама (Ряшенцева), рано лишился отца. Окончил тамбовскую гимназию.
В 1902 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степенью кандидата богословия.
Во время учебы в 1903 г. пострижен в монашество с именем Герман, в 1905 г. рукоположен во иеромонаха.
С 17 августа 1906 г. - преподаватель, с 1 декабря 1907 г. - инспектор Псковской духовной семинарии.
Архим. Герман (Ряшенцев) |
В июле-августе 1915 и апреле-августе 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Он обладал даром проповедника.
После закрытия Вифанской семинарии в 1918 г. переехал в Московский Данилов монастырь, где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу.
27 сентября 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифо-Волоцком монастыре. Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК.
19 февраля 1921 г. он был арестован, содержался в Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием (Страгородским), с которым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апреля 1921 г.
Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к двухлетней ссылке, которую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском округе: до декабря 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до августа 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 ноября 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при патриаршем местоблюстителе митр. Крутицком Петре (Полянском). 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к двум годам ссылки, которую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февраля 1927 г. в г. Ходжейли. 7 октября 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли Декларацию митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода.
Освобожден 14 января 1928 г., 26 июня назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии.
В конце 1920-х гг. в Вязниках усилилось давление властей на верующих. После того как в местной печати появились статьи с предложениями передать Казанский собор в г. Вязники под клуб или жилые помещения для рабочих, 26 октября 1928 г. прихожане собрались у уездного исполкома в защиту храма. В организации выступления верующих власти обвинили клириков и руководство церковного совета Казанского собора, а также еп. Германа как их «идейного руководителя».
Епископ Герман. Фото из следственного дела, 1928 г. |
Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 17 мая 1929 года еп. Герман был приговорен к трем годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в отделении СЛОН в г. Кемь Карельской АССР. В январе 1930 г. переведен на Соловки, где вскоре заболел тифом и в конце того же года вместе с др. больными и неспособными к труду вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апреля 1931 г. дальнейший срок его заключения был заменен ссылкой. С июня 1931 г. жил в с. Красноборск близ Котласа, в июле переехал в Великий Устюг, в октябре 1931 г.- в с. Деревянск, в марте 1932 г. - в с. Вочь, с ноября жил близ с. Усть-Колом Коми (Зырян) автономной обл.
В феврале 1933 года был освобожден из ссылки, выехал в город Арзамас. По дороге в Москве имел беседу с митрополитом Сергием (Страгородским), но нового назначения не получил. В Арзамасе проживал как административно высланный поселенец, совершал богослужения с Арзамасским епископом Серапионом (Шевалеевским).
Оба архиерея были арестованы в марте 1934 года, после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма Арзамаса. 15 апреля еп. Герман был приговорен к трем годам ссылки. Отбывал срок на ст. Опарино (ныне на территории Кировской обл.), с 10 августа 1934 г.- в с. Кочпон, под Сыктывкаром Коми (Зырян) автономной обл. В Кочпоне под его духовным руководством сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, которые по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь находившимся в лагерях. По воскресным дням в доме еп. Германа собирались для молитвенного общения и беседы ссыльные архиереи Вологодский архиеп. Стефан (Знамировский) и еп. Серапион (Шевалеевский), священники и миряне. Еп. Герман организовал кружок любителей духовного пения при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери - единственном действовавшем храме в области.
Заключения и ссылки воспринимались вл. Германом как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в неволе. Но такие сомнения продолжались недолго. Он писал из ссылки:
Сохранив светлый, исполненный христианской надежды взгляд на мир, еп. Герман был твердо убежден, что в годину бедствий совершается дело Божие:
Тяготы ссылки мало тревожили владыку ввиду его постоянной готовности принять за веру страдания и смерть. За пять лет до мученической кончины он написал:
24 февраля 1937 г. он был вновь арестован и обвинен в организации из ссыльного и местного духовенства «контрреволюционной группы «Священная дружина»». Содержался в тюрьме в Сыктывкаре. 13 сентября Особой тройкой УНКВД Коми АССР был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре. На месте расстрела и захоронения еп. Германа в настоящее время находится городской аэропорт.
Имя епископа Германа (Ряшенцева) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода 6 октября 2001 г.
В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [4].
Молитвословия
Священномученик Герман (Ряшенцев). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря |
Красоты́ лица́ Бо́жия взыску́я,/ измла́да еди́на небе́сная помышля́я,/ все́ю кре́постию твое́ю возлюби́л еси́ Бо́га,/ и вся́, ели́ка стяжа́л, Дарова́вшему возврати́л еси́ умно́жив,/ последи́ же и себе́ само́го/ 'яко ж'ертву кр'асную прин'есл ес'и Благод'ателю./ Мол'и Христ'а Б'ога, святи́телю о́тче Ге́рмане,// спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 7
К ве́чной Па́схе нетле́ния/ возше́л еси́ на зов Христа́,/ ди́вный па́стырю и пла́менный учи́телю,/ правосла́вия побо́рниче./ Да́льняя изгна́ния и заточе́ния/ му́жески претерпе́л еси́,/ му́ченическим венце́м я́ко со́лнце возсия́л еси́,/ священному́чениче Ге́рмане./ Моли́ Христа́ Бо́га дарова́ти на́м терпе́ние,/ от наве́тов вра́жиих спасти́ся// и поми́ловатися душа́м на́шим.
Кондак, глас 5
Хощу́, ре́кл еси́, о́тче на́ш Ге́рмане,/ со Христо́м мои́м бы́ти и Тому́ еди́ному рабо́тати./ Любве́ Влады́чни ничто́же есть сладча́йше./ Прииди́те, лю́дие, принеси́те да́ры Власти́телю душ на́ших/ и вся́каго бла́га Исто́чнику,/ и возра́дуется душа́ ва́ша,/ ни во что́же ско́рби земны́я вменя́ющи./ И нас, чту́щих любо́вию па́мять твою́,// не забу́ди в моли́твах, влады́ко святый.
Ин кондак, глас тот же
Преудобре́н во архиере́ех,/ за ве́ру Христо́ву от богобо́рцев пострада́л еси́,/ муче́ния кро́вию украси́лся еси́./ Ра́дуйся, святи́телю о́тче Ге́рмане,// Це́ркве Ру́сския украше́ние.
Награды
- орден св. Владимира 4-й степени (24 мая 1916)
Сочинения
- Нравственное воззрение прп. Симеона Нового Богослова // ПС. 1907. Янв. С. 19;
- Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004.
Литература
- Архивы: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 78, 119; Информ. центр МВД Карелии. Картотека учетных карточек; Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Д. П-4744; Архив УФСБ РФ по Респ. Коми. Д. КП-7446.
- Отчет о сост. КазДА за 1905-1906 уч. г. // ПС. 1907. № 1. Прил. С. 19;
- Протоколы заседания Совета КазДА за 1912 г. // ПС. 1914. № 7/8. Прил. С. 43-44;
- Именной список ректорам и инспекторам ДА и ДС и начальникам загранич. дух. миссий на 1917 г. Пг., 1917. С. 91;
- Польский. Ч. 1. С. 146; Ч. 2. С. 127;
- Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. П., 1977. С. 356, 536, 545;
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 324-325;
- Русские правосл. иерархи: Исповедники и мученики: Фотоальбом. П., 1986. С. 19;
- Красный террор в годы Гражданской войны. Л., 1992. С. 395;
- Иоанн (Снычев). Церковные расколы. С. 136;
- Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 39, 132;
- За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 311-313;
- Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 144;
- Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 18, 115, 274-275;
- Прокофьева Н. М. Жизнеописания новомучеников, в земле Коми просиявших. Сыктывкар, 2002. Ч. 1. С. 16-19;
- Воробьева А. Г. «Высшее изящество веры»: Жизнеописание сщмч. Германа, еп. Вязниковского // Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 7-76.
Использованные материалы
- М. В. Шкаровский. Герман (Ряшенцев). Православная энциклопедия, т. 11, с. 226-227
- Служба священномученику Герману, епископу Вязниковскому // "Уставные заметки", блог ЖЖ священника Максима Плякина, https://ustavschik.livejournal.com/251822.html. Примечание блоггера: "Тропари и кондаки были написаны в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете ранее составления службы, в службе собственные тропари и кондаки отсутствовали".
[1] по др. данным, родился в 1874 или 1876 году
[2] Письма владыки Германа. С. 226
[3] Письма владыки Германа. С. 238
[4] Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Архангельской митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/