Сщмч. Ефрем (Кузнецов) |
Память 23 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых
В миру Кузнецов Епифаний Андреевич, родился 10 мая 1875 года [1], в станице Краснояровской Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области в казачьей семье и получил имя Епифаний. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться, но отрок пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, и не мог расчитывать более чем на начальное образование в сельском училище.
Позднее священномученик вспоминал:
Но приходской священник обратил на него внимание и представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище. По словам о. Ефрема:
Образование
Молодой Епифаний окончил Нерчинское духовное училище, о котором впоследствии сохранил теплую память – здесь нашлись учителя «умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни», господствовал дух церковности. Закончив училище Епифаний не помышлял о служении высшем псаломщицкого, но один из его учителей устроил его на казенный счет в Иркутскую духовную семинарию которую он закончил в 30 мая 1896 года.
Сельский священник
В июне 1896 года в Градо-Иркутской Успенской церкви состоялось его венчание с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. Теперь Епифаний желал как можно скорее получить рукоположение и отправиться служить на приход. В прошении епископу Забайкальскому Георгию (Орлову) он писал:
Отец Епифаний показал себя старательным священником, за короткий срок привлекши к себе симпатии прихожан талантливыми проповедями и многочисленными внебогослужебными собеседованиями, трезвой жизнью и добрым нравом. Но в 1898 году в семье о. Епифания случились большие перемены: родилась дочь Елена и умерла жена.
Молодой священник сильно скорбел, но большим утешением было для него участие в его жизни архиепископа Владивостокского Евсевия, который знал Епифания Кузнецова, будучи ректором Иркутской Духовной семинарии. Отец Епифаний ценил его и называл позже своим духовным отцом. Глубоко сострадая горю молодого пастыря, архиепископ Евсевий направил ему несколько посланий, исполненных отеческой любви, которые убедили его продолжать образование.
Высшее образование
Отец Епифании поступил в Казанскую духовную академию и закончил курс в составе миссионерской группы монгольского отделения со степенью кандидата богословия в 1903 году. Впоследствии он с особой благодарностью вспоминал ректора академии Антония (Храповицкого), которого называл «выдающимся по уму и чистоте жизни святителем нашего времени». [4] В академии отец Епифаний проявил большой интерес к миссионерству. Его кандидатская работа, История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени, получила высокий отзыв рецензента, а написанная им в эти годы история миссионерства в Забайкалье под названием Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.), была опубликованна в Православном благовестнике.
Миссионер
В июле 1903 года о. Епифаний был направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан входя в состав Забайкальской духовной миссии. Он вскоре стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа 1905 года делается начальником миссии. Ему выпала задача организации борьбы с вероотступничеством и ограждение крещенных инородцев Забайкалья от поглощения их снова ламаизмом после закона 17 апреля 1905 года, вызвавшего всюду в стране религиозное брожение и отпадание от Православия. С этим делом архимандрит Ефрем справлялся успешно и умело, активно противодействуя попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства. Статьи о религиозном и культурном быте бурятов написаные им в эти годы показывают проницательность и стойкость в миссионерском делании.
Кроме того, о. Епифаний был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского, а с 1913 года – ещё и редактором Забайкальских епархиальных ведомостей.
29 апреля 1907 возведен в сан протоиерея. По его инициативе в Чите было построено специальное двухэтажное здание для миссионерского училища, которое при отце Епифании преобразилось из начальной школы в низшее образовательное заведение духовного ведомства. В училище было четыре класса — образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры — для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии.
Стойко придерживавшийся монархических взглядов, в 1907 году о. Епифаний стал организатором забайкальского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. В Союз он привлек едва ли не всех священников Забайкальской Миссии своим твердым убеждением что «Церковь всегда должна ставить перед собой все задачи, связанные с главной целью ее существования — спасением всего грешного человечества». В сентябре-октябре 1909 года он принял участие в работе Съезда русских людей в Москве (так называемом «Восторговском» съезде), где был одним из секретарей отдела церковных вопросов и выступал с докладом.
17 октября 1909 года о. Епифаний был пострижен в монашество своим академическим наставником архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) с наречением имени Ефрем, всоре возводится в сан игумена, а 25 октября того-же года на основании указа Св. Синода архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) – в сан архимандрита.
Под руководительством отца Ефрема особенно успешной была проповедь среди местных корейцев. Массовый исход корейцев в Россию начался с 1910 года, когда многие бежали с родины после аннексии их страны Японией. Массовое обращение корейцев в православие было для Забайкальской миссии явлением неожиданным - она к нему не была подготовлена ни средствами ни кадрами, и вся тяжесть забот по этому делу легла на начальника миссии. Из крещенных корейцев образовался в Чите отдельный приход. При Миссионерской церкви был особый причет, состоявший из корейца-священника и корейца-псаломщика, на которых были возложены обязанности быть духовными руководителями православных корейцев. Для них же была открыта огласительная школа с пансионом, которая сделалась и своеобразным центром корейского землячества. С 1911 года стал издаваться на корейском языке журнал Православие, имевший цель просвещение и обращение в лоно Православной Церкви корейцев не только Забайкалья, но и живущих на всем пространстве Дальнего Востока.
Насколько серьезно корейцами было воспринято Православие косвенно можно судить по тому факту, что 30 прихожан-корейцев Читинской Миссионерской церкви обратились к архимандриту Ефрему с выражением желания пойти на войну добровольцами на что он их благословил и направил к военному губернатору. В своей проповеди архимандрит произнес слово, в котором сказал: корейцы, приняв Православие, идут теперь в ряды русских защитников России этим доказывают, что они возлюбили ее, вторую родину, за которую готовы положить жизнь. [5]
В 1913 году вместе с известным проповедником протоиереем священномучеником И. И. Восторговым, с которым о. Ефрем сблизился на почьве миссионерства, он посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия Православной миссии там. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был воплощен.
Епископ
В апреле 1916 года Совет Миссионерского общества через своего Председателя — митрополита Московского Макария (Невского) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении в Забайкалье кафедры епископа Селенгинского и возведении в сан епископа архимандрита Ефрема «как человека со специальным знанием миссионерского дела, долголетним опытом и немало с пользою потрудившегося на поприще миссионерского служения». 5 октября Государь Император утвердил синодальный доклад о восстановлении на местные средства кафедры викарного епископа Забайкальской епархии, с наименованием «Селенгинский» и назначении на пост о. Ефрема. Епископская хиротония возглавленная архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) совершилось 20 ноября 1916 года в Чите в кафедральном соборе Св. Александра Невского.
После февральской революции 1917 года для нового епископа началась краткая но тяжкая череда страданий которые он с достоинством разделил со всей страждущей Церковью. На его квартире в миссионерском училище был сделан обыск, были найдены какие-то издания Союза Русского Народа и список 246 его членов. В местных газетах появились требования «революционного духовенства» к правящему архиерею отстранить епископа Ефрема от всех должностей, но, хотя новый состав Синода тогда охотно увольнял на покой многих архиереев, епископ Ефрем был оставлен на прежнем месте. Несмотря на это в читинских газетах продолжалась кампания против Начальника Миссии.
Его преданность Православию и ревность в защите интересов Церкви и монархии была известна не только верующим, но и представителям новой революционной власти. Забайкальский областной комитет общественной безопасности вскоре после революции обратился в Петросовет с просьбой удалить на покой в монастырь вне пределов области владыку Ефрема как «зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни». Хотя Владыка Ефрем давал подписку о признании Временного правительства и лояльности, новый представитель службы общественной безопасности запретил ему въезд в Читу и ходатайствал перед краевым комиссариатом о предписании владыке покинуть Забайкалье. [6]
В 1917 году владыка Ефрем выехал в Москву для участия во Всероссийском Поместном Соборе в статусе Заместителя Члена Собора, замещая епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия. 22 января 1918 года выступил на Соборе с докладом, в котором так оценил тогдашние события, обличая русское общество в его грехах:
Подпись владыки Ефрема стоит под Деянием 5 (18) апреля 1918 года о прославлении святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского, которого он чтил и до прославления.
Арест и мученическая кончина
В конце января или в начале февраля 1918 года владыка Ефрем прислал на имя епископа Забайкальского Мелетия из Москвы телеграмму, предающую его духовное настроение в условиях начавшихся гонений на Церковь: «Собор открылся двадцатого. Патриарх объявил Церковь гонимой, предал анафеме гонителей, призвал верных защите и мученичеству.» Преосвященный Ефрем сподобился стать одним из тех священнослужителей Русской Церкви, кто уже через несколько месяцев, одним из первых принял святое мученичество.
Во время работы Собора владыка жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова, оставшись в Москве после перерыва работы собора в апреле 1918 года. Первый арест владыки состоялся в конце 1917 или начале 1918 года, но он был вскоре освобожден.
Священномученики Ефрем (Кузнецов), Иоанн (Восторгов) и мученик Николай (Варжанский). |
Почитание и прославление
Прославлен в сонме новомучеников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года.
Сочинения
- «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.)», Православный благовестник, 1901, №№ 21-24.
- История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени, (кандидатская).
- «Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию Христианства и общеевропейской культуры», Забайкальские епархиальные ведомости, 1904, №№ 22-24; отд. изд.: Чита, 1905.
- Вероисповедной соблазн в Забайкалье.
- Земельная обида крещенных инородцев, Москва, 1914.
- Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья.
- Закон 17 апреля 1905 года и вероотступничество в Забайкалье.
- «Последствия реализации Высочайшего указа 17 апр. 1905 в Забайкальской области», Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909, Москва, 1910.
- В защиту миссии.
- Иргень, место святое, Чита, 1911.
- «Торжество Православия в Чите», Забайкальские епархиальные ведомости, 1913, №№ 3-4.
- «Пир веры на св. Иргени», Забайкальские епархиальные ведомости, 1913, №№ 14-15.
- «Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г.», Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, № 23.
См. также перечень трудов в “Прибавлении к Церковным ведомостям”, 1916, № 43, 1046.
Литература
- Церковные ведомости, 1916, № 43, 384; 1918, №№ 19-20, 114.
- Прибавление к Церковным ведомостям, 1916, № 43, 1046; № 51, 1203
- Православный Собеседник, 1901, февраль, 128; 1905, ноябрь, 94.
- Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 276-277.
- ФАМ II, № 33, 6.
- Верховенский, А. И., Церковь и государство, Москва, 1923.
- Regel’son 523: 1918 in Moskau erschossen.
- M. Pol’skij, Novye muceniki I, 178: erschossen am 23.8.1918.
- Die Russischen Orthdoxen Bischofe von 1893 bis 1965.
- Bio-Bibliographe von Metropolit Manuil (Lemesevskij). Erlangen, 1979—89. Т. 3.
- Русские православные иерархи. Исповедники и мученики, Париж, 1986.
- За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917—56. Биогр. словарь, Т. 1: А—К, Москва, 1997.
Использованные материалы
- Кудрявцев Сергей, "Преосвященный Ефрем"
- Гуменов Афанасий, свящ., "Житие Преосвященного Ефрема, епископа Селенгинского викария Забайкальской епархии (1876 - 1918)":
- Страница портала "Русское Православие":
- Степанов А. "Ефрем (в миру Кузнецов Епифаний Андреевич)..." // Большая энциклопедия русского народа Института Русской Цивилизации
- "Священномученик Ефрем - черносотенец и епископ", сайт Чёрная Сотня:
- Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:
[1] Некоторые материалы указывают год рождения как 1876 без уточнения даты.
[2] «Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г.», Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, № 23, 812.
[3] «Речь при наречении...», 814.
[4] «Речь при наречении...», 815.
[5] Забайкальские епархиальные ведомости, 1914, № 20.
[6] Забайкальские епархиальные ведомости, 1917, № 17 (1-15 сент.).
[7] По другим источникам – 2 июня.
[8] По другой версии - на Братском кладбище. См. http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5794.