Священник Василий Никитский. Москва.Бутырская тюрьма. 1938 год (fond.ru) |
Память 1 марта, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 3 января 1889 года в селе Покровское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Никитского и его жены Екатерины, у которых было девять детей. Семья жила бедно, все имущество состояло из дома, трех десятин земли и коровы. В 1905 году отец поехал в Москву навестить брата и пропал; все попытки его отыскать ни к чему не привели. После исчезновения отца вся семья оказалась на иждивении матери и старшего брата. Положение семьи было самое отчаянное, и Екатерина, спасая малолетних детей от голода, отдала их в приют и сама пошла туда работать кухаркой. Глубоко верующая женщина, проводя время в трудах и молитве, с помощью Божией она смогла дать детям образование.
После окончания Волоколамского духовного училища поступил в Вифанскую духовную семинарию, которую окончил в 1913 году. После её окончания поступил работать учителем в школу при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Вскоре он женился на дочери священника Екатерине Михайловне Нечаевой, которая работала учительницей в той же школе.
15 декабря 1915 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда.
В 1920 году власти мобилизовали отца Василия в тыловое ополчение, в котором он пробыл полгода, а затем в связи с болезнью был освобождён от дальнейшего пребывания в армии и вернулся служить в храм в село Поречье.
Священник пользовался большим авторитетом среди прихожан, многие из них приходили к нему домой за советами. У отца Василия была большая библиотека, много духовных книг, которые он давал читать всем желающим. В селе он оказывал помощь бедствующим прихожанам. Когда в семействе Капаевых умер кормилец-отец и вдова осталась с пятью детьми без средств к существованию, отец Василий и его жена Екатерина сразу пришли ей на помощь. Приход был бедным, и священник и его семья вынуждены были заниматься сельским хозяйством, сами косили и запасали сено для коровы, возделывали огород и ухаживали за садом.
В 1929 году власти предприняли попытку закрыть храм в селе, священник воспротивился этому. 30 августа 1929 года сотрудник секретного отделения Московского окружного отдела ОГПУ составил документ, в котором говорилось, что священник, “выступая на собраниях, “обрабатывал” общественное мнение против закрытия церкви”. В результате этой “деятельности собрано до тысячи подписей и крайне возбуждено настроение верующих. На собрании, где обсуждался вопрос о закрытии церкви, слышались антисоветские и антикоммунистические выкрики. Принимая во внимание, – писал сотрудник секретного отделения, – что дальнейшее нахождение на свободе может повлечь за собой последствия, которые вредно отразятся на работе местных организаций и на настроении населения”, ОГПУ приняло решение арестовать священника.
Священник Василий Никитский. Москва.Бутырская тюрьма. 1929 год (fond.ru) |
Через три с половиной недели после допроса священника ОГПУ стало вызывать свидетелей. Первым был вызван секретарь местной ячейки комсомола, который дал следующие показания:
Затем был допрошен член церковного совета, который сказал:
Был вызван на допрос и Никанор Гаврилович Ивкин, который сказал:
В конце допроса, подписывая протокол, Никанор Гаврилович написал: “Лично этого выражения не слышал”.
15 ноября следствие было закончено, и священнику было вменено в преступление, что он “обрабатывал общественное мнение против закрытия церкви”. 18 ноября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его по ст. 58-10 УК РСФСР к трем годам заключения. В заключении отец Василий работал в леспромхозе.
На руках супруги отца Василия осталось трое детей. Семья была лишена карточек, и матушка, собрав детей, ходила по деревням и собирала подаяние, чтобы как-то прокормиться.
В 1932 году вернувшись из заключения, отец Василий вновь стал служить в родном селе Поречье, а затем был переведен в храм в село Ильинское Волоколамского района.
В 1934 году священника направили служить в храм в Талдомском районе.
В мае 1937 года, когда в связи с многочисленными арестами священников, отчего некоторые храмы оставались без служб, был переведен в храм в селе Борисово Можайского района, где прослужил полгода. Власти заявили священнику, что храм будет в обязательном порядке закрыт за неуплату налогов.
В декабре 1937 года переведен в посёлок Чисмена Волоколамского района.
18 января 1938 года направлен в Вознесенский храм в селе Теряево Волоколамского района.
Шли гонения на Русскую Православную Церковь; от представителей местных властей стали требовать, чтобы они составляли “соответствующие” характеристики на священно-церковнослужителей. 12 февраля 1938 года председатель Теряевского сельсовета составил на отца Василия характеристику для НКВД. В ней он писал, что священник распускает слухи, будто ему советская власть не дает служить, не разрешает отпевать людей на кладбище, заставляя их хоронить, как собак. В сельском магазине, стоя в очереди за галошами, священник говорил, что советской власти нечем торговать. Коммунисты взялись за дело, а фактически у них ничего не получается, в очереди стоит 150 человек, а галош привезли только 20 пар.
В тот же день некий человек отправил докладную записку участковому инспектору милиции, в которой доводил до его сведения, что в Теряеве имеется поп, который ведет антисоветскую пропаганду. 7 февраля поп стоял около церкви и говорил, что 15 февраля будет служба и в храме будет сказана проповедь, о чем он предлагал оповестить все население. “Прошу участкового инспектора милиции, – писал далее заявитель, – примите срочные меры к попу. Вы хорошо знаете, что скоро будут выборы в Верховный Совет. Поповская агитация будет нашу массовую работу на селе тормозить”.
14 февраля сотрудники НКВД допросили лжесвидетелей, которые показали, что священник в храме произносит контрреволюционные и антисоветские проповеди, но в чем они заключались, они сказать не смогли; они показали также, что в магазине в очереди, стоявшей за галошами, священник вел антисоветскую пропаганду, призывая стоявших в очереди посещать церковь. Одна из лжесвидетельниц показала, что отец Василий “по вечерам собирает у себя в доме неизвестных лиц из окружающих сел. 9 февраля 1938 г. в 23 часа ночи я пыталась подслушать, о чем там вели разговор, но слышно не было”. Этим и ограничивались показания лжесвидетелей.
26 февраля 1938 года власти арестовали священника, и он был заключён в тюрьму в Волоколамске.
2 марта состоялся первый допрос.
4 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу за "активную контрреволюционную агитацию и резкую антисоветскую пропаганду".
Расстрелян 14 марта 1938 года, погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март». Тверь. 2006. С. 16-22