Икона сщмч. Димитрия Легейдо |
Память 10 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 26 октября 1880 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье казака, успешно занимавшегося торговлей.
В 1904 году Дмитрий окончил Тифлисскую духовную семинарию и был рукоположен во диакона ко храму в селе Нины Ставропольской губернии.
Затем был рукоположен во священника и служил в храме в станице Неберджаевской неподалеку от Крымска Кубанской области.
В 1918 году Кубань стала ареной ожесточенных боев гражданской войны, во время пребывания в станице Неберджаевской белых был арестован и осужден на смерть один из красногвардейцев; когда его уже повели на площадь, чтобы казнить, отец Димитрий вступился за него и спас ему жизнь. При власти белых священник регулярно передавал продукты заключенным красногвардейцам.
В августе 1931 года отец Димитрий был назначен служить в Вознесенскую церковь в городе Геленджике Краснодарского края. Своей активной пастырской деятельностью и проповедями он вскоре привлек внимание ОГПУ, и о нем стали собираться соответствующие сведения.
21 апреля 1932 года священник был арестован по обвинению в антисоветской религиозной деятельности, которую он направлял против мероприятий советской власти. В мае 1932 года сотрудники ОГПУ допросили местных жителей, после чего были устроены очные ставки свидетелей со священником.
Выслушав его показания, отец Димитрий сказал:
После очных ставок следователь снова допросил священника, и отец Димитрий сказал:
Областное начальство ОГПУ потребовало от местных сотрудников допросить еще ряд свидетелей, чтобы доказать наличие контрреволюционной организации. После допросов местные сотрудники ОГПУ написали:
Одна из дополнительно допрошенных свидетельниц показала:
28 ноября 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Димитрия к трем годам ссылки в Казахстан, и он был сослан в Чимкент, где ему пришлось работать инкассатором-счетоводом.
11 сентября 1937 года власти арестовали священника, и он был заключен в чимкентскую тюрьму. 14 сентября он был допрошен и на вопрос следователя, участвовал ли он в контрреволюционной деятельности и признает ли себя виновным, ответил, что в контрреволюционной деятельности не участвовал и виновным себя не признает.
Проходил по групповому делу "Следственное дело иеромонаха Гавриила (Владимирова) и др. Чимкент, 1937 г.". Протоколы допроса слово в слово совпадают с протоколами допроса иеромонаха Гавриила (Владимирова).
Из обвинения:
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в концлагерь, и 21 января 1938 года он прибыл с алма-атинским этапом в 10-е отделение Бамлага.
13 марта начальник 1-й колонны, к которой был приписан отец Димитрий, и помощники по труду и культурно-воспитательной работе составили на священника характеристику, в которой написали, что со дня своего прибытия в лагерь тот не выходил на работу, является злостным отказчиком и воспитанию не поддается.
15 марта был допрошен лжесвидетель, который также показал, что отец Димитрий был злостным отказчиком от работы и вел антисоветскую агитацию. Самого священника при этом ни разу не допросили. 31 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Димитрия к расстрелу, но расстрелять его уже не могли - 23 марта 1938 года священник Димитрий Легейдо скончался в лагерной тюрьме и был погребен в безвестной могиле.
2 декабря 1957 года был реабилитирован президиумом Амурского облсуда по 1938 году репрессий. 19 апреля 1990 реабилитирован по 1932 году репрессий. 12 июня 2000 года реабилитирован прокурором Чимкентской обл. по 1937 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). "Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Март". Тверь. 2006. С. 124-126
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века"