Священник Николай Сафонов. Москва, Бутырская тюрьма, 1932 год |
Память 2 декабря, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 13 апреля 1900 года в городе Саратове в семье благочестивых мирян Александра и Евдокии Сафоновых, два сына которых выбрали путь служения Господу, став священниками.
Окончил четыре класса Саратовской духовной семинарии, однако завершить образование не смог, поскольку после революции духовные образовательные учреждения были закрыты.
С 1918‑го по 1924 год был учителем, а затем певчим на клиросе.
8 ноября 1926 года рукоположен во священника епископом Подольским, викарием Московской епархии Серафимом (Силичевым). Определен к Преображенскому храму в селе Спас-Купле Подольского уезда.
В 1927 году был переведен в Троицкую церковь Аристова погоста Богородского уезда и в том же году назначен настоятелем Покровского храма в Голиках на улице Малая Ордынка в Москве. В 1929 году власти закрыли Покровский храм и весь клир был священноначалием переведен в Благовещенский храм на улице Большая Ордынка или, как его сейчас называют, храм святителя Николая в Пыжах.
21 ноября 1932 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. На следующий день следователь Байбус допросил священника. Отвечая на его вопросы, отец Николай сказал, что ведет переписку со своим братом, архимандритом Стефаном, сосланным «в Уральскую область за контрреволюцию, которую советская власть приписывает всему духовенству», но он никогда не писал в письмах, что в Москве поголовно арестовывают духовенство и закрывают церкви. «Никогда и ни у кого, – заявил отец Николай, – не собирались на квартирах и не обсуждали никаких политических вопросов. Я лично среди верующих не распространял никаких провокационных слухов о голоде, распаде колхозов. Также никому не говорил, что в Москве закроют большевики все церкви и скоро придет конец советской власти – власти антихриста. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».
Для показаний против священника был вызван свидетель, который сказал:
10 января 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Николая к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Свирские лагеря.
Отец Николай был освобожден досрочно в 1934 году и назначен сначала в храм святителя Николая в Пыжах, а затем, в том же году, в храм Ризоположения. Однако, как бывшему в заключении, ему было запрещено проживание в Москве, и он был направлен в город Каширу настоятелем храма Всех святых и возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Николай Сафонов. Москва, Таганская тюрьма, 1937 год |
5 декабря 1937 года священник был арестован; 6 и 7 декабря были допрошены в качестве свидетелей служивший вместе с ним диакон храма и некий рабочий. Диакон показал, что священники, собравшись однажды в алтаре, обсуждали, идти ли им по приходу, в котором состоят и ближайшие деревни, с молебнами или нет. Священник Сафонов заявил, что сейчас по приходу ходить нельзя, так как идет предвыборная кампания по выборам в Верховный Совет и священников могут заподозрить в срыве предвыборной кампании и арестовать. Рабочий же показал, что протоиерей Николай, приехав в Можайск, окружил себя духовенством, ранее отбывавшим срок за контрреволюционную деятельность. За время служения отца Николая приход значительно увеличился за счет монашек, духовенства и верующих.
7 декабря следователь допросил отца Николая.
9 декабря тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.
Расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Реабилитирован 30 июня 1989 года прокурором Московской области.
Канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г.
Награды
- наперсный крест (1930)
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 229-233
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"