Священник Михаил Борисов с супругой Ольгой Ивановной и сыном Василием, около 1894 года. |
Память 22 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 7 января 1866 года (по другим данным 1876 года) в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Борисова. Диакон Константин сорок восемь лет прослужил Церкви – сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом. Его духовник, священник Константин Виноградов, писал о нем: "Это был гигант и по телосложению, и по голосу, не знавший, кажется, усталости; например, ехать и не спать ни на волос 1–3 суток в самую отвратительную погоду и сразу же служить было для него обычным делом... Он обладал громким голосом, поставил себе за правило петь и читать лучше мало, но внятно и при участии души; он всегда разумел, что читал и пел".
В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде.
17 сентября 1889 года был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда.
В 1891 году был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово.
В 1902 году переведен в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде, а в 1906 году - в Борисоглебскую церковь в Новгороде.
За время своего служения отец Михаил имел множество послушаний. Два года он состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы, одиннадцать лет законоучителем Строиловской земской школы, два года Головковской земской школы, четыре года заведующим и законоучителем открытой им в селе Строилове женской церковноприходской школы; в течение трех с половиной лет отец Михаил состоял наблюдателем церковных школ 1‐го благочиннического округа Демянского уезда, в течение четырех лет - заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском монастыре, в течение десяти лет - благочинным 1‐го округа Демянского уезда, в течение трех лет - депутатом на епархиальные съезды от духовенства 1‐го Демянского благочиннического округа, в течение трех лет - членом правления Новгородской духовной семинарии; с 1907 года - заведующим, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе, с 1909‐го по 1914 год отец Михаил состоял членом Новгородского епархиального миссионерского совета, с 1909 по 1915 год - членом Новгородского уездного отделения епархиального училищного совета, с 1911 года - помощником благочинного 2‐го Новгородского округа. Принимал деятельное участие в религиозно‐нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, и в церковно‐общественной жизни города.
30 июля 1917 года возведен в сан протоиерея.
6 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода»; он сказал тогда, что главной цели приходской жизни – «вести человека ко Христу, к вечному спасению» – должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на ново‐славянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений... беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ сестричества... Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения». Близкие отца Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью им помогал.
В 1926 году о. Михаил был арестован пробыл в тюрьме двадцать дней.
В 1931 году священник с семьей был выселен из дома.
Служил в Новгородском Петропавловском храме в Плотниках. Примыкал к иосифлянам.
В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно‐трудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, откуда они жертвовались по мере необходимости нуждающимся - бедным и находящимся в заключении.
20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в состав Братства, но знавшие епископа лично. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов; ему шел тогда шестьдесят восьмой год.
3 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, сказал:
19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня.
13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала:
Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил оставлен был в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме.
28 октября 1937 года отец Михаил был арестован и в тот же день допрошен.
В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник "виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности". После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно‐трудовой колонии в Ярославле.
Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославской исправительно‐трудовой колонии и был погребен в безвестной могиле.
17 марта 1989 года реабилитирован прокуратурой Ярославской области по 1937 году репрессий. 23 октября 1989 года реабилитирован прокурором Новгородской области по 1933 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.
Награды
- наперсный крест (1906)
- палица
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Май». Тверь. 2007. С. 232-237
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"