Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДОБРОМЫСЛОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протоиерей Павел Добромыслов
Протоиерей Павел Добромыслов
Павел Николаевич Добромыслов (1877 - 1940), протоиерей, священномученик

Память 20 января [1], в Соборах новомучеников и исповедников Российских, новомучеников и исповедников Соловецких и Рязанских святых

Родился 17 июля [2] 1877 года в селе Поляны Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священни­ка Николая Григорьевича Добромыслова.

В 1891 году по окончании Рязан­ского духовного училища поступил в Рязанскую духовную семинарию, а в 1897 году – в Московскую духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия.

Женился на Клавдии Алексеевне Шувало­вой, дочери управляющего имением помещика Салтыкова; впо­следствии у них родилось шестеро детей.

1 октября 1901 года рукоположен во священника к Старо-Ямской Николаевской церкви в городе Рязани. Хиротонию епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский).

С 1902 по 1906 год состоял преподавателем Рязанского епар­хиального женского училища. С 1906 по 1910 годом был членом Рязанского епархиального миссионерского комитета. С 1910 по 1912 год исполнял обязанности законоучителя в Рязанской мужской частной гимназии. С 1911 по 1914 год был за­ведующим и законоучителем Рязанской Мариинской женской гимназии. В 1912 году священник был членом Рязанского отделе­ния Епархиального училищного совета. В этом же году упоминается членом Рязанской духовной консистории.

В 1914 году был назначен священником к Скорбященской церкви в богадельне имени Муромцевой в Рязани.

До 1917 года был преподавателем греческого языка в Рязанской духовной семинарии.

При наступлении Белой армии в 1918 году был арестован большевиками и некоторое время содержался в одной из московских тюрем в качестве заложника как священнослужитель, пользующийся большим авторитетом среди населения. Тогда же была конфискована и почти полностью уничтожена его великолепная библиотека на русском и нескольких иностранных языках. Когда испуганная, плачущая Клавдия Алексеевна, его жена, побежала к одному большевистскому начальнику с просьбой помочь, освободить, походатайствовать, то получила ответ: "Нельзя, ваш муж - человек образованный, владеет несколькими языками, его любят люди, значит, он может повести за собой народ". Он действительно мог повести за собой людей, но не на братоубийственное кровопролитие. Когда в городе начались еврейские погромы, о.Павел выступил с амвона кафедрального собора, призывая прихожан не участвовать в таких делах, разъясняя всю богопротивность натравливания одного народа на другой, несовместимость этого с христианской верой. Вскоре, сразу после отступления белых, его отпустили.

После освобождения служил в кафедральном Рождественском соборе Рязани.

В 1923 году возведен в сан протоиерея и назначен священником Благовещенской церкви в Рязани.

В марте 1924 года назначен Рязанским уездным благочинным. Будучи принципиальным противником обновлен­цев, отец Павел по поручению владыки написал историю обнов­ленческого движения в Рязанской епархии.

Привлекался к суду в июне 1925 г., дело было прекращено.

Одним из первых действий архиепископа Бориса при вступле­нии на Рязанскую кафедру было распоряжение об упразднении епархиального совета и создание епархиальной канцелярии, через которую он осуществлял все управление епархией. Архиепископ жил частью в Рязани, а частью в поселке вблизи станции Перлов­ка под Москвой и управлял епархией через распоряжения по кан­целярии. Переписка через канцелярию со священниками епар­хии, обращения архиепископа к пастве со временем стали состав­лять целые сборники. Властями появление таких сборников было расценено как нелегальное издание религиозного журнала.

Излагая содержание сборника, один из сотрудников ОГПУ на­писал: «...Мы находим, что программа его заключала в себе сведения общеинформационного характера, руководящие указания по части церковной жизни, отрывки из произведений различных авторов, не имеющих никакого отношения к Церкви, афоризмы, изречения, от­рывки из поэтических произведений, советы по садоводству, ого­родничеству и медицине, хронику и отдел юриспруденции».

Архиепископ Борис (Соколов), его викарий епископ Глеб (Покровский) и группа духовенства города Рязани были арестова­ны в течение октября 1925 года. Протоиерей Павел Добромыслов был арестован 27 октября 1925 года и заключен в рязанскую тюрьму. Проходил по групповому делу "о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926г."

На допросах, отвечая на вопросы следователя, отец Павел ска­зал:

«Епархиальная канцелярия содержится на сборы – складчины... При сборах руководствовались инструкцией НКЮ о сборах складчинах. “Циркуляры” архиепископа Бориса я рассматриваю как его распоряжения... Элемента политики в циркулярах я не нахожу. В содержании циркуляров ничего незакономерного я не находил... Приходскую книгу я считаю не противоречащей суще­ствующим законам и рассматриваю таковую как дополнение к списку при регистрации общины.

Уездным благочинным я назначен архиепископом Борисом (Соколовым). На совещаниях епархиальных благочинных я при­сутствовал, но не всегда. В круг моих обязанностей входило испол­нение распоряжений архиепископа Бориса по Рязанскому уезду. На существование епархиальной канцелярии я смотрел как на явление вполне закономерное. Закономерным существование епархиальной канцелярии я считаю по следующим причинам. По распоряжению центральной гражданской власти епархиальной канцелярии был выдан штамп и печать, отобранные в 1924 году гу­бернским отделом ОГПУ, причем разрешение на право имения печати аннулировано не было. С канцелярией епархиального архиерея считались государственные учреждения. Канцелярия была личной канцелярией архиепископа и не может быть рассмат­риваема как самостоятельная организация. Лично я от епископа Глеба (Покровского) слышал, что нам хотели возвратить печать и штамп. Все вышеизложенное вселяло в меня уверенность в за­кономерности существования епархиальной канцелярии. Я и епархиальные благочинные, как я полагал, в канцелярии архи­епископа Бориса являлись только техническими исполнителями, привлеченными к работе в порядке церковной дисциплины. Дея­тельность канцелярии епархиального архиерея, с моей точки зре­ния, была вполне закономерной, не нарушающей существующих гражданских законов.

С содержанием “циркуляров” архиепископа Бориса я знаком поверхностно. Ничего предосудительного в таковых я не находил. В “сестричествах” ничего противозаконного не нахожу, но лично организации таковых не сочувствую, так как я не сторонник учас­тия женщин в делах церковных. С уставом сестричества я деталь­но не знаком. Ничего противозаконного в производимом канце­лярией при архиепископе я не видел».

Следствие было закончено 12 ноября 1925 года.

Протоиерей Павел был обвинен в том, что,

«являясь членом организованного Петром Алексеевичем Соколовым нелегального сообщества, выполнял, как член такового, все возлагаемые на не­го поручения. Способствовал размножению и распространению издававшегося Петром Алексеевичем Соколовым журнала “Цир­куляры”, заведомо зная контрреволюционность его содержания. Своими действиями способствовал созданию библиотек с подбо­ром литературы контрреволюционного характера. Принимал уча­стие в издании распоряжений об установлении денежных сборов с религиозных общин Рязанской губернии, способствуя своими действиями принудительному взиманию таковых. Присваивал се­бе права юридического лица».

Дело было передано на рассмотрение секретаря 6-го отделения секретного отдела ОГПУ в Москве с предложением приговорить всех обвиняемых моложе пятидесяти лет к трем годам заключения в концлагерь, а старше пятидесяти – отправить в ссылку, само же дело передать на рассмотрение Особого Совещания.

26 марта 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Павла к трем годам заключения в концлагерь, и в том же го­ду, после открытия навигации на Белом море, он был отправлен на Соловки.

По возвращении из заключения служил в храмах Рязанской епархии.

В 1928 году вновь арестован по обвинению в хранении мелкой разменной монеты и сослан на три года в Семипалатинск (Казахстан). Семью ссыльного батюшки объявили лишенцами, что означало автоматически жизнь без хлеба и работы. Бывшие прихожане приносили семье ссыльного кто что мог.

Вернулся из ссылки в начале 1930-х годов.

По окончании ссылки в 1933 году, отец Павел вернулся в Ря­занскую епархию и стал служить в Благовещенском храме в горо­де Рязани. В 1935 году часть причта этого храма перешла в обновленчество; отец Павел был вынужден покинуть приход. Он был назначен настоятелем Казанского храма в селе Солотча, в 1937 году переведен в село Гавриловское Спасского района Рязанской области.

16 марта 1938 года сотрудни­ки НКВД вызвали на допрос в качестве лжесвидетеля служившего вместе с отцом Павлом диакона, который показал, что священник часто говорил в храме проповеди и в них призывал прихожан быть более ревностными в приготовлении к таинствам. Он предупреж­дал, что не прибегающие к таинствам могут оказаться вне Церкви и быть осужденными на вечные мучения. Священник в своих про­поведях призывал к покаянию, призывал «отказаться от классовой борьбы», говорил, что если кто обижен, то должен простить и при­мириться, не ссориться.

27 марта 1938 года протоиерей Павел был арестован и заклю­чен в рязанскую тюрьму. Он обвинялся как "активный участник к/р организации церковников, высказывал резкие повстанческие и террористические настроения против руководителей ВКП(б) и Советского правительства".

Допросы шли в течение полутора меся­цев; следователи требовали, чтобы священник охарактеризовал суждения своих знакомых с политической стороны. Отец Павел на это ответил:

– С политической стороны названных мною лиц охарактери­зовать не могу, так как с ними на политические темы не разго­варивал.
– Вы арестованы за антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди населения села Гавриловского. Дайте показания по этому вопросу.
– Никогда никакой антисоветской агитации я среди населе­ния села Гавриловского не проводил.
– Следствие располагает данными, что вы, будучи контррево­люционно настроенным, среди населения вели контрреволюционную агитацию. Вы подтверждаете это?
– Нет, не подтверждаю.
– Вы даете неверные показания. Следствием установлено, что вы являетесь активным участником контрреволюционной организации церковников. Дайте правдивые показания.
– В контрреволюционной организации церковников я никог­да не состоял.
– Вы продолжаете давать неверные показания. Следствие рас­полагает достаточными данными о вашей принадлежности к контрреволюционной организации церковников. Следствие тре­бует от вас правдивых показаний.
– Я еще раз заявляю: в контрреволюционной организации церковников я не состоял.

Священномученик Павел (Добромыслов), протоиерей.
Священномученик Павел (Добромыслов), протоиерей.
29 мая 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР при­говорило протоиерея Павла к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в один из Караган­динских лагерей, куда прибыл 16 июля того же года.

Будучи уже 60-летним, работал на общих работах: пас в степи лошадей, выполнял и другую не по возрасту тяжелую работу. При медицинском обследовании ему был поставлен диагноз: "Явно выраженная старческая дряхлость. Декомпенсированный миокардит и склероз сосудов головного мозга. Инвалид группы "Б".

Скончался 9 февраля [3] 1940 года в 8-м Чур-Нуринском отделении Карагандинского лагеря. В бараке, где жили заключенные, истопили печь, но рано закрыли вьюшку. Все угорели, но выжили, кроме о.Павла. Был погребен в безвестной могиле.

23 мая 1958 года был реабилитирован Рязанским облсудом по 1938 году репрессий, а 18 декабря 1992 года реабилитирован Прокуратурой Рязанской области по 1926 году.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Награды

Использованные материалы



[1]  В соответствии с официальным церковным календарем. См. http://calendar.rop.ru/mes1/jan20.html

[2]  По игум. Дамаскину - 17 июня

[3]  По игум. Дамаскину - 2 февраля

Редакция текста от: 22.08.2013 18:28:22

"ДОБРОМЫСЛОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google