|
Протоиерей Петр Никотин Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год |
Никотин Петр Федорович (
1889 -
1937),
протоиерей,
священномученик
Память 8 октября, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 5 октября 1889 года в селе Болхуны Енотаевского уезда Астраханской губернии.
Окончив семинарию поступил в Казанскую духовную академию и вскоре был рукоположен во священника.
В 1919 году окончил академию со степенью кандидата богословия, которую получил за сочинение на тему: "Домашнее чтение Священного Писания у древних христиан".
В стране шла гражданская война, и его призвали в тыловое ополчение Красной армии, в которой он служил до 1920 года.
С 1920 по 1924 год трижды подвергался кратковременным арестам.
Некоторое время он служил священником в городах Царицыне и Астрахани, а потом переехал в Москву, где служил в различных храмах: в Иерусалимской церкви, в церкви мученика Никиты, что у Яузских ворот, в храме в честь первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове.
В конце 1935 года был назначен в храм преподобного Сергия Радонежского, что на Рогожской Заставе в Москве. Отец Пётр почитался верующими за ревностное исполнение пастырских обязанностей. Особенно его любила молодёжь, с которой он беседовал на церковные темы после богослужений. Несколько монахинь из закрытых московских монастырей – Кремлёвского Вознесенского и Ивановского на Солянке – опекались под его духовным руководством.
В июле 1936 года в НКВД начали собирать сведения об отце Петре Никотине и других верующих, активно посещающих храм преподобного Сергия на Рогожской Заставе. Агентурной разработкой руководил следователь Булыжников, который много времени занимался борьбой с Церковью. В 1937 году началось самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь. Повсеместно шли аресты духовенства и мирян.
20 августа 1937 года отец Пётр был арестован и заключён под стражу в Бутырскую тюрьму в Москве.
– Расскажите подробно, за что вы были арестованы и находились под следствием в
1920,
1922 и
1924 годах? – спросил следователь.
– Примерно в конце июля
1920 года я был арестован органами ЧК вместе с другими и мне было предъявлено обвинение в попытке создания контрреволюционной организации, которое следствием доказано не было, и в ноябре того же года я был освобождён. В
1922 году летом я был арестован за то, что я своевременно не сдал хранящуюся у меня аровскую муку, предназначенную для раздачи голодающим. Под арестом я находился месяца два и был освобождён за недоказанностью предъявленного мне обвинения. В
1924 году я был арестован как подозреваемый в связи с человеком, который также подозревался в проведении контрреволюционной деятельности, но обвинение было не доказано, и я был освобождён. Арестован был в летнее время и был под стражей около двух месяцев.
– Следствие располагает данными о том, что вы на протяжении продолжительного времени среди населения ведёте контрреволюционную и антисоветскую агитацию. Подтверждаете ли это?
– Я это категорически отрицаю.
– Следствие располагает данными о том, что вы среди верующих выдавали себя за блаженного, целителя от злых духов, прозорливого. Признаете ли вы это?
– Из вышеперечисленного я признаю только то, что на одной из церковных служб перед самым причастием женщина, которую я совершенно не знаю, начала кричать, причём так сильно, что другой священник и диакон оробели и не знали, что делать. Тогда я подошёл к этой женщине, наложил на неё епитрахиль, произнёс молитву, и она перестала кричать. Если это признается как случай исцеления, то да, такой случай был. Других случаев исцелений не было.
– Когда вы отказали в причастии одной гражданке из-за того, что она не знала, кто такой
Христос, и знала, кто
Ленин?
– Случай с гражданкой, которой я отказал в причастии, был не помню в какой пост. Я её спросил: кто Христос? Она ответила: я не знаю. Тогда я спросил: а кто Ленин? Она ответила: вождь пролетариата. Меня это оскорбило, и я ей в причастии отказал.
– Был ли случай, когда вы, держа в руках газету "Правда", присутствующим сказали, что газета "Правда" стоит 10 копеек потому, что в ней правды только на 10 копеек, а остальное неправда?
– Да, такой случай был.
– Как вами освещался вопрос о новой конституции в СССР?
– По вопросу конституции я среди окружающих подвергал критике пункт о свободном отправлении религиозных убеждений. Я говорил, что свобода, о которой сказано в конституции, осталась на бумаге. На самом деле в СССР по прежнему происходит притеснение вероисповедания и духовенства, и что на получение свободы для отправления религиозных убеждений без помощи извне рассчитывать нельзя. И я продолжаю это думать, так как не вижу, в чем заключается свобода отправления религиозных убеждений в новой конституции СССР.
– Скажите, совпадает ли ваше мировоззрение советскому?
– Моё мировоззрение не соответствует советскому, так как я нахожу положительным в системе власти только то, что советская власть проводит громадную работу. Остальное же, то есть всю систему советской власти, я признаю неправильной. И дело не в том, что у меня не сходятся взгляды с советской системой на религиозные убеждения, а дело в том, что страной у нас должна управлять другая система, не советская.
– Вы говорили о том, что советская власть умышленно сократила процент "неверующих" в процессе проведения переписи среди населения.
– Да, я это говорил и обращался к настоятелю церкви с тем, чтобы он выяснил у епископата, как поступать с теми, кто скрыл свою принадлежность к верующим. Епископ дал ответ: в отношении согрешающих остаётся одно средство – покаяние. Никаких других целей в данном вопросе я не преследовал.
– Следствию известно, что вы в кругу своих знакомых, обсуждая процесс над троцкистами, высказывали враждебные взгляды против советской власти и партии. Дайте показания по существу этой улики.
– Разговор о процессе над троцкистами был… я смотрю на этот процесс с той точки зрения, что здесь своя своих не познаша, здесь борьба за власть, а в этой борьбе всегда победит сильная сторона, так оно и случилось… обычно искали контрреволюцию среди нашего брата – духовенства, а она оказалась вон где – в высших правящих кругах, которые вместе когда-то боролись за победу революции.
– Следствие располагает материалами о том, что вы являетесь организатором и руководителем контрреволюционной группы церковников. Расскажите о составе этой группы и её деятельности.
– Прихожане питали ко мне чисто личную симпатию. Они обращались ко мне с вопросами религиозного содержания, на которые я им давал ответы в своих беседах. Встречался я с ними только в церкви. Организатором же группы и руководителем таковой я себя не признаю, так как никакой контрреволюционной группы церковников я не организовывал.
Вместе с отцом Петром был арестован сторож Сергиевского храма. Во время допросов следователь попросил его охарактеризовать с политической точки зрения отца Петра. На это требование он ответил:
"Никотин антисоветски настроенный человек. Он выражал резкое недовольство политикой советской власти в отношении религии… кроме того, своё недовольство советской властью Никотин проявляет в действиях: призывал верующих к тому, чтобы они водили своих детей в церковь, учили их молитвам; в прошлом году провел специальный молебен для школьников перед началом учебного года, кроме исповеди для верующих читает ещё общие проповеди, развивая у них религиозный фанатизм и безразличие к окружающей жизни и событиям".
Были допрошены как свидетели священнослужители, которые служили с отцом Петром и хорошо его знали. Проявив малодушие, они оговорили его. Один из них, священник Павел Цветков, сказал:
"Никотина я могу охарактеризовать как человека, враждебно настроенного к советской власти… Так, Никотин неоднократно высказывал недовольство советской властью, заявляя, что большевики устроили гонение на религию и духовенство, закрывают храмы, отбирают насильственно храмы у тихоновцев и передают обновленцам".
Другой лжесвидетель, протодиакон Устин, оговорил отца Петра и всех арестованных с ним прихожан Сергиевского храма. Будучи секретным осведомителем, Устин постоянно доносил о них в НКВД. Характеризуя отца Петра, он сказал:
"В большие религиозные праздники он произносит проповеди антисоветского характера, вот например: «Без Христа человечество жить не может. Где нет Христа, там ссоры, драки, ругань, там нет ни чести, ни стыда»… Для воспитания детей в духе веры он систематически среди женщин матерей распространяет церковную литературу… Проповедует Церковь как единственное место спасения для души человеческой…"
Вместе с протоиереем Петром Никотиным были арестованы миряне Виктор Фролов, Иван Рыбин, Елизавета Куранова и Николай Кузьмин.
17 октября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила арестованных к расстрелу.
Расстрелян 21 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле.
Был причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 октября 2002 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Протоиерей Максим Максимов. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 1» Тверь, 2005 год, стр. 197-212