Рыбин Иван Николаевич (1898 - 1937), мученик, дворник и истопник церкви.
Память 8 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 1 апреля 1898 г. в деревне Черная Грязь Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина. В 1917 г. служил рядовым в царской армии, а в 1920 г. четыре месяца рядовым красной армии. Перед арестом Иван Николаевич проживал в церковной сторожке при храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, где он работал дворником и истопником.
21 августа 1937 г. был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве.
- Какую работу вы исполняли при церкви? - спросил следователь.
- Часто по своим религиозным убеждениям и по настоянию своего духовника, священника церкви Петра и Павла в Лефортово
Цветкова Дмитрия, я производил разную работу в церкви: вытирал и переставлял иконы, подсвечники, а также производил уборку по окончании служб.
- Кто твой духовный отец?
- Священник
Андрей Иванович Куницын, ныне сослан за контрреволюционную деятельность. Его я хорошо знал, среди верующих прославлял как избавителя от всех земных тягот, который поэтому пользовался большой популярностью среди верующих. Он читал мне духовные наставления, готовил меня к монашеской жизни.
- Вы имеете материальную и письменную связь с высланным Андреем Ивановичем Куницыным?
- Да, я имею письменную и материальную связь с отцом Андреем Куницыным. После его высылки я ему писал письма и от него получал ответы на мои письма. Последнее письмо я ему написал перед моим арестом. В этом письме я просил у отца Андрея руководства, как вести себя, с кем иметь связь, как лучше принести пользу для веры и как лучше отдать себя в жертву ради спасения веры. Материальная связь у меня с отцом Андреем заключается в денежной помощи с моей стороны. Я после его ареста в место ссылки высылал ему деньги и посылки. Последний раз посылал ему деньги в июле
1937 г...
- Следствие располагает материалами о том, что вы занимались антисоветской агитацией среди окружающих. Вы подтверждаете это?
- В связи с арестом священника Андрея Куницына я среди духовных братьев и сестёр ругал советскую власть за то, что она арестовала нашего духовного отца, старого и бессильного. Когда это было, точно не помню.
Вместе с ним были арестованы протоиерей
Петр Никотин и миряне
Виктор Фролов,
Елизавета Куранова и
Николай Кузьмин.
17 октября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила арестованных к расстрелу за "антисоветскую агитацию".
21 октября 1937 года протоиерей Петр Никотин и миряне Виктор Фролов, Иоанн Рыбин, Елизавета Куранова были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой, а Николай Кузьмин – 31 октября 1937 года. Все они погребены в безвестной общей могиле.
Был причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 октября 2002 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы