Священники Зосимовой пустыни: о. Михаил Николаевич Виноградов (слева) с матушкой Марией Петровной и о. Димитрий Ильич Розанов с матушкой Ольгой Владимировной |
Память 26 сентября, в Соборе Московских святых, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 24 октября 1890 года в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии (ныне Шаховской район Московской области) в семье псаломщика (пр др. сведениям, священника). Окончил сельскую школу
В 1907 году окончил Волоколамское духовное училище, в 1914 году - Вифанскую духовную семинарию.
22 марта 1914 года, будучи воспитанником шестого класса духовной семинарии, был посвящен в стихарь В 1915 году рукоположен во иерея к Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни Московской губернии.
В 1918 году мобилизован в тыловое ополчение в Красную армию. При этом был откомандирован в ЗАГС Наро-Фоминского Исполкома, где состоял заведующим отделом Актов гражданского состояния. Прослужил на военной службе до 1921 года.
Вернувшись с военной службы, продолжал служить в храмах Зосимовой пустыни. С 1924 года состоял "секретарем религиозного общества" при храмах бывшего монастыря Зосимовой пустыни. После окончательной ликвидации монастыря продолжал служение в Троицком храме, получившем статус приходского.
28 мая 1931 года был арестован. Проходил по одному делу с 11 зосимовскими сестрами, арестованными 22 мая в д.Сотниково. 29 мая все они были переведены в Бутырскую тюрьму.
Отвечая на вопросы следователя, священник сказал, что монахинь Зосимовой пустыни он знает очень хорошо, он у них бывал, и они у него, разговор между ними касался вопросов частной жизни и воспоминаний о прошлом. Что касается разговоров на антисоветские темы, то таких разговоров не было. Говорили лишь на темы искривлений колхозной жизни и то на основании прочитанного в газетах, да того, что говорит народ в транспорте. Что касается антисоветской агитации среди крестьян, то таковой агитации не было, а какое отношение к этим вопросам монахинь монастыря, он не знает. 31 мая следователь снова допросил священника. «Со стороны монахинь, – сказал отец Димитрий, – наблюдались посещения меня... но на политическую тему мне с ними говорить не приходилось, за что их арестовали, мне неизвестно... В церкви Никола Большой Крест и в церкви на Воздвиженке бывать не приходилось, но приходилось слышать, что в этих церквях не подчиняются митрополиту Сергию, а подчиняются Петру Крутицкому. Сам я лично Петра Крутицкого не знаю... Та церковь, в которой я служу, принадлежит к сергиевской ориентации».
16 июля тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
После освобождения с 23 мая 1935 года служил священником в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Федоровское Волоколамского района Московской области.
31 марта 1936 года возведен в сан протоиерея.
В феврале 1937 года переведен в Покровский храм с. Ново-Васильевского Лотошинского района на место арестованного священника о. Евгения Ивановича Архангельского.
Председатель сельсовета, характеризуя священника, писал, что священник Димитрий Розанов ведет антисоветскую агитацию, используя церковь, как трибуну, для антисоветской работы, и проповедует настолько успешно, что верующие плачут на его проповедях. Как пример такой проповеди председатель привел слова отца Димитрия, когда тот сказал, что как его предшественник находится в тюрьме, так возможно и ему придется страдать. В августе 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей, которые показали, что отец Димитрий человек опытный и хорошо служит, что в проповеди он призывал молиться за своего предшественника на приходе, священника Архангельского, пострадавшего от большевиков и томящегося в советской тюрьме, просил молиться и о себе, чтобы Господь его защитил, чтобы не бросили большевики и его в тюрьму, а также призывал прихожан особенно усердно молиться в дни Страстной седмицы.
8 сентября 1937 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации среди населения, призывах к верующим молиться за известных контрреволюционеров, распространении клеветы по адресу советской власти". 15 сентября переведен в Бутырскую тюрьму.
8 октября 1937 года постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской области приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.
Расстрелян 9 октября 1937 года на полигоне Бутово, погребен в безвестной общей могиле.
19 июля 1989 годы был реабилитирован прокурором Московской области по 1937 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.
Награды
- набедренник (15 декабря 1917, за усердную пастырскую службу)
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Пострадавшие за Христа 09 октября (26 сентября ст.ст.) // Сайт ПСТГУ
- Православная энциклопедия