Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ШЕСТАКОВ ЯКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свящ. Иаков Шестаков
Свящ. Иаков Шестаков
Иаков Васильевич Шестаков (псевдоним Камасинский; 1858 - 1918), священник, миссионер, краевед, писатель, издатель, священномученик

Память 10 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Пермских святых

Родился 28 апреля 1858 года в селе Камасино Пермского уезда Пермской губернии (ныне г. Чусовой Пермской обл.) в семье священника, который умер, когда Якову было 7 лет. Мальчик находился на воспитании деда, священника Василия Смирнова, уроженца Владимирской губ., переселившегося на Урал и служившего в Крестовоздвиженской церкви в трех верстах от Кунгура. Василий Спиридонович отличался редкой добротой, трудолюбие его было поразительно, в свободное время занимался иконописью. О. Василий учил внука часослову и церковному пению.

В 1873 году Яков окончил духовное училище, в 1879 году - Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду, 9-м студентом. Во время учебы пел в семинарском хоре, исполнял обязанности ризничего и алтарника семинарской церкви.

С 1879 года был учителем и законоучителем в Редикорском земском училище Чердынского уезда Пермской губернии.

В 1881 году переехал в с. Юксеево Чердынского уезда на должность законоучителя и учителя пермяцкого (инородческого) земского училища. Здесь он продолжил изучать коми-пермяцкий язык настолько, чтобы владеть свободно разговорной речью. Здесь же у него появилась мысль открыть для просвещения "инородцев" - коми-пермяков женскую обитель, где "пермячки могли бы обучаться нравственности, добрым христианским навыкам, труду и домашнему обиходу".

В начале 1887 года Я.В. Шестаков оставил педагогическую работу. Для ознакомления с христианским просвещением "инородцев" он отправился в монастырь Симеона Верхотурского Чудотворца на р.Туре.

В феврале 1887 года поступил в Верхотурский Никольский монастырь в качестве послушника, занимался делопроизводством (письмоводством) обители. Посещал святыни столиц, Киева и Казани.

Утвердившись в мысли служения делу просвещения коми-пермяков, в том же 1887 году женился на коми-пермячке, Александре Матвеевне Вилесовой, окончившей гимназию.

В том же 1887 году был рукоположен во иерея к церкви села Новотуринского (Токовая) Верхотурского уезда Пермской губернии, был законоучителем в местной школе.

В 1888 году переведен в церковь села Хохловка, преподавал в Хохловском духовном училище.

С 29 августа 1889 года служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь, преподавал в приходском училище.

В Чердыни он продолжил свою просветительскую деятельность. С его приходом в Успенской церкви ввелись внебогослужебные собеседования. По его настоянию воскресный "торжок" (рынок) был переведен на субботу. В доме городской управы им была открыта библиотека-читальня (закрытая после его отъезда). Он приобрел для библиотеки вывеску, принес цветы и портьеры на окна. Заведующий библиотекой С.В.Федосеев при содействии о.Иакова обратился к писателю Мамину-Сибиряку о книгах, на что Дмитрий Наркисович благосклонно откликнулся - выслал все свои сочинения. Часовня "убиенных нагайскими татарами" была сделана теплой. Тогда же были впервые напечатаны списки погибших защитников русского поселения для раздачи народу. Также о.Иаков организовал церковный хор. Однако не все складывалось легко и гладко, некоторые купцы были недовольны:

"Заставляет нас ходить в читальню, еще молод нас учить-то... За то, что перевел торговый день с воскресенья на субботу мы его больше не потерпим: он нас по карману прямо ударил... Протопопу Остроумову бумагу пошлем, а то и губернатору".

Но все постепенно улаживалось. О.Иаков состоял членом-секретарем уездного отделения училищного совета.

24 мая 1891 года переведен старшим священником в церковь во имя святителя Николая Чудотворца в селе Кудымкорском Соликамского уезда и назначен благочинным 3-го Соликамского округа.

Одновременно с 4 октября 1891 года он был законоучителем Кудымкорского двухклассного мужского училища. В 1891-1894 годы состоял наблюдателем коми-пермяцких церковноприходских школ и миссионером по Соликамскому уезду. В 1894-1898 годы был членом Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания (ныне Пермский краевой музей). Был миссионером по Соликамскому уезду.

В Никольской церкви при нем был установлен новый иконостас, приобретено малое серебряное Евангелие, на заводе И.И.Любимова изготовлена чугунная печь, храм стал теплым, вместо деревянной устроена железная церковная ограда.

При обозрении благочиния о.Иаков наметил 6 деревень и 1 село, где необходимо было строительство новых церквей. В неурожайный 1891 г. Шестаков получил от И.А.Урбановича, уполномоченного по продовольствию, 6400 руб. на строительство церквей и школ. Для получения средств из Елабужского комитета, 400 руб., и бесплатного леса Строгановых он ездил в Елабугу, в Петербург. Таким образом, получив денежные средства и основной строительный материал — лес, о. Иаков решил строить сразу пять церквей. Несмотря на финансовые затруднения, строительство шло благополучно. Сами коми-пермяцкие крестьяне оказывали всяческое содействие и радовались, как дети, первым звукам колокола. Благодаря бесплатному лесу получилась экономия, на которую было заказано два иконостаса. При строительстве церкви в д. Пешнигорт было предложено открыть женскую обитель для коми-пермячек. О.Иаков решил открыть новую обитель в глухой деревне Коча, в 200 верстах от Чердыни. Коми-пермяки не только одобрили замысел отца благочинного, но и помогли в этом деле. В с. Пешнигорт устроили благолепный храм и женскую школу грамоты с миссионерским приютом, в которую поступило несколько девочек-инородок.

Был заведующим Кудымкорской воскресной школой грамоты и народной читальней. Находясь в должности заведующего Пешнигортской, Кекурской и Шадринской школ грамоты, в течение 4 лет платил из своего жалованья учителю и за квартиру. В 1892 году под его руководством при Мелюхинской церкви была построена школа на средства правительства. Благочинный в течение семи лет отправлял способных мальчиков и девочек "инородцев" в разные учебные заведения. Многие из них получили образование и специальности священников, учителей, сестер милосердия.

В 1898 году священник уволен от обязанностей благочинного, а 27 сентября 1899 года отец Иаков вышел за штат и уехал в Пермь, формально оставаясь заштатным священником Николаевской церкви Кудымкора.

После его отъезда храмы в Ыку и Антипиной так и не были построены. Таким образом, за три года было построено 5 церквей.

С 1899 года жил в Перми, преподавал в Пермской духовной семинарии, состоял членом Пермской ученой архивной комиссии, собирал средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. С его именем связано строительство церквей при Кутимском заводе Чердынского уезда, в деревне Милюхиной Соликамского уезда и др., основание странноприимного дома в деревне Токовой, создание двух женских монастырей в Пермской епархии.

Отец Иаков организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеевском и Кудымкорском складов для книг, переводил богослужебную, учебную и художественную литературу.

В начале 1900-х годов он организовал издательство "Кама" сначала в Сарапуле, затем в Москве. Издавал книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей. Издал на коми-пермяцком языке азбуку, Литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, а также занимался изданием брошюр, листовок, плакатов на религиозные, краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Священник также писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь»; собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы» (1905). Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях реки Камы племя, "не просвещенное христианской верой".

В начале XX века отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели он предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет и в 1909 году издал проект устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 октября 1912 года, но в это время отец Иаков уже постоянно жил в Санкт-Петербурге (с 1909 года), формально оставаясь заштатным священником церкви села Кудымкорского. В 1909-1913 годах он работал в цензурном комитете Святейшего Синода.

Отец Иаков Шестаков много путешествовал по русским городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых был. Эти записи и впечатления стали материалом для его воспоминаний «Летопись отца Иакова Компинского». Неоднократно отец Иаков посещал Соликамск, сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее), по заказу отдела написал «Исторический путеводитель по Соликамску» (1917).

О. Иаков был прототипом героя романов М. А. Осоргина "Свидетель истории", "Книга о концах", и очерка "Отец Яков". У о. Иакова, видимо, было еще несколько тетрадей, в которых он записывал воспоминания и которые он оставлял на хранение у своих друзей. При создании литературного портрета о.Иакова М. А. Осоргин, скорее всего, использовал эти тексты.

В декабре 1918 года о. Иаков был арестован красноармейцами в Соликамске. 23 декабря его вывезли за 10 верст от села Хохловка Оханского уезда, расстреляли и добили штыками. Согласно метрической книге Иоанно-Предтеченской церкви села Хохловка за 1919 год, он был убит 13/26 декабря, отпевание состоялось 11/24 января 1919 года [1]. Сохранились свидетельства, что священник был похоронен на Хохловском кладбище.

Канонизирован как священномученик определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Сочинения

  • Кутимский завод: Путевые заметки // Пермские ЕВ. 1893. № 11. С. 223-228;
  • Адрес-календарь Пермской епархии на 1894 г. и справ. кн. для духовенства. Пермь, 1894;
  • Объяснение молитв, десяти заповедей Закона Божия и заповедей блаженства. Пермь, 1896;
  • Объяснение устройства христ. храма, принадлежностей его, литургии и семи таинств. Пермь, 1896;
  • Памятная книжка для духовенства, изд. по случаю 500-летия блаженной кончины свт. Стефана, еп. Великопермского: С прил. Адрес-календаря Пермск. епархии на 1896 г., с гравюрами. Пермь, 1896;
  • Рассказы из Свящ. ист. Ветхого и Нового Завета. Пермь, 1896;
  • Современное положение духовенства иньвенских инородческих приходов Соликамского у. Пермской губ. Пермь, 1898;
  • Инородческая жен. община в Пермской губ. // Правосл. благовестник. 1899. № 9. С. 34-39;
  • Краткий ист. очерк столетия Пермской епархии (1799-1899). Пермь, 1899;
  • Юбилейная памятная кн. для духовенства, изд. по случаю 100-летия (1799-16 окт. 1899 г.) Пермской епархии: С прил. адресов духовенства Пермской и Екатеринбургской епархий. Пермь, 1899;
  • Справочная кн. всех окончивших курс Пермской ДС: В память исполнившегося в 1900 г. 100-летия Пермской ДС. Пермь, 1900;
  • Пермская епархия на рубеже двух столетий. [Б. м.], 1900;
  • Подлиповцы наших дней. [Б. м.], 1901;
  • Торжество открытия св. мощей прп. Серафима Саровского чудотворца, 19 июля 1903 г.: Рассказ очевидца // Прил. к Вятским ГВ. 1903. № 102. С. 2-3; Пермский патерик. М., 1904;
  • В память 200-летия перенесения мощей св. Симеона из места их обретения с. Меркушинского в Верхотурский мон-рь. М., 1904;
  • История постройки каменного трехпридельного храма во имя «Грузинской Божией Матери» на Красногорском подворье, что на Большой Охте в С.-Петербурге. СПб., 1905;
  • Около Камы: Этногр. очерки и рассказы. М., 1905;
  • Преосв. Иоанн, еп. Пермский и Соликамский. СПб., 1905;
  • История Камско-Березовского Богородицкого миссионерского черемисского муж. общежит. мон-ря Уфимской епархии. СПб., 1906, 19103;
  • Эволюция печати в Перми. Сарапул, 1906;
  • Описание мон-рей Пермской епархии. Вятка, 1907;
  • От С.-Петербурга до Байкала: Путев. СПб., 1907;
  • Преосв. Мелетий Леонтович, еп. Пермский и Екатеринбургский. СПб., 1907;
  • Трудник Христов: Прот. г. Перми Е. А. Попов: Очерк жизни и трудов: (По поводу 20-летия со дня его кончины 1888-1908 г. 17 мая). М., 1908;
  • Жен. инородческая обитель, вновь открываемая в Чердынском у. Пермской губ. // Монастырь. 1909. № 11/12. С. 720-724;
  • Проект устава Пермского епарх. церк.-археол. комитета. М., 1909;
  • Краткая история возникновения Св.-Николаевского миссионерского муж. общежит. мон-ря на Белой Горе Осинского у. Пермской губ. Пермь, 1910;
  • Несколько слов по поводу открытия приюта для детей-эпилептиков в гор. Кунгуре Пермской губ. Н. Новг., 1910;
  • Верхнекамские инородцы: Опыт обозрения мероприятий земств Соликамского, Чердынского и Глазовского в целях культурного подъема камских инородцев. Архангельск, 1912;
  • Древние мон-ри Прикамского края: Ист. справка. СПб., 1912;
  • История Сарапульского Старцева-Горского Иоанно-Предтеченского общежит. муж. мон-ря Вятской епархии. СПб., 1912;
  • Об улучшении в бассейне В. Камы. [Б. м.], 1912;
  • Трифоновский монастырский миссионерский жен. хутор в Глазовском у. Вятской губ. СПб., 1912;
  • История вновь строящегося Благодатного Св.-Троицкого монастырского общежития, Пермской губ. и у.: Светлая страничка из совр. монастырской жизни. М., 1913;
  • Начало Екатеринбургской епархии. СПб., 1914;
  • Указатель статей по истории, археологии и этнографии, помещенных в «Пермских ЕВ» со времени их выхода по авг. 1905 г. Сарапул, 1915;
  • Верхнекамский край. Ярославль, 1916;
  • Исторический путев. по Соликамску. Соликамск, 1917. Пермь, 2006п.

Литература

  • Игнатьев А. А. Свящ. И. В. Шестаков: Очерк жизни и трудов. Сарапул, 1918;
  • В мире духовенства: [Об убийстве в Перми в дек. 1918 г. Я. В. Шестакова] // Свободная Пермь. 1919. 18 янв.;
  • То же // Освобождение. 1919. 23 янв.; Осоргин М. А. Отец Яков // Он же. Мемуарная проза. Пермь, 1992. С. 194-208;
  • Коровин А. Исследователь в рясе // Вечерняя Пермь. 1991. 24 окт.;
  • Кашихин Л. С. Просветитель Я. В. Шестаков // Местное время. 1992. 29 окт.;
  • Бачев Г. Т. Страницы истории Коми-Пермяцкого авт. округа: Учеб. пособие. Пермь, 1995. С. 45;
  • Дамаскин. Кн. 2. С. 114;
  • Город на Иньве: Кудымкар: Годы и люди / Авт.-сост.: Ю. П. Зубов. Пермь, 1997. С. 112-114;
  • Нечаев М. Г. Просветительская деятельность свящ. Иакова // Интеллигент в провинции: Тез. докл. Екатеринбург, 1997. Вып. 2;
  • Аверина Н. Ф. Шестаков Я. В. // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. С. 598;
  • Коровин А. П. Старейшая нить краеведения: (К истории церк. краеведения на Урале) // Уральский родовед. 1998. № 3. С. 94-106
  • Краеведы и краеведческие организации Перми: Биобиблиогр. справ. / Сост.: Т. И. Быстрых, А. В. Шилов. Пермь, 2000. [Т. 1.] С. 22, 294-295, 357;
  • Определения Свящ. Синода: [Прославление] // ЖМП. 2000. № 2. С. 10;
  • Шумилов Е. Н. Нек-рые данные к биогр. Я. В. Шестакова, характеристика его произведений и личности современниками // Пермское Прикамье в истории Урала и России. Березники, 2000. С. 179-180;
  • он же. Государственные, полит., обществ. деятели Пермской губ. (1905-1919 гг.). Пермь, 2004;
  • он же. Шестаков Яков (Иаков) Васильевич // Пермский край
  • Мат-лы к «Рус. провинциальному некрополю вел. кн. Николая Михайловича»: По док-там РГИА / Публ.: Д. Н. Шилов. 2003. Вып. 1. С. 22.

Использованные материалы



[1]  ГАПК. Ф.719.Оп.1.Д.514а, л.150об.-151.

Редакция текста от: 01.04.2020 20:56:46

"ШЕСТАКОВ ЯКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google