Сщмч. Иоанн (Заседателев), фрагмент иконы Собора Саратовских святых |
Память 16 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых.
Родился в 1867 году в с. Акатная Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина-старообрядца. В хозяйстве Заседателевых были две лошади, корова и три овцы. Семья засевала четыре десятины земли. Чтобы помочь отцу прокормить семью, Ваня с детства нанимался работником к зажиточным крестьянам, его собственная семья считалась бедняцкой. Окончил церковноприходскую школу.
В 1883 году женился. Дети — сын Николай (1888 г.р., на 1934 г. был завучем десятилетки в Саратове) и дочери Татьяна (1898 г.р.) и Анна (1896 г.р.).
В 1885 г. под влиянием местного священника Елпидифора Владыкина Иван с отцом присоединились к Православной Церкви. Иван примкнул к кружку священника Владыкина, который тот организовал для борьбы со старообрядчеством в с. Акатная Маза. О. Иоанн впоследствии показал следователю:
Иван Иванович имел разрешение Саратовского епископа Авраамия (Летницкого) проводить собеседования со старообрядцами самостоятельно.
По благословению епископа Саратовского Николая (Налимова) Иван Заседателев перешел в Самарскую епархию и в 1896 году был рукоположен во иерея к Богородице-Рождественскому единоверческому храму города Николаевска Самарской губернии (ныне Пугачев Саратовской области), где и прослужил 37 лет. Ни обычного школьного, ни семинарского образования бывший старообрядец не имел и самого себя называл самоучкой. Рукоположение крестьянского юноши без образования в те годы было редкостью; в данном случае оно говорит о большом стремлении молодого миссионера к знаниям, о его способности самообучением восполнить недостаток классического образования.
В 1912 году принял участие в I Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), прошедшем в Санкт-Петербурге.
В первые годы советской власти принимал участие в открытых диспутах с членами Союза воинствующих безбожников. Однако 24 января 1929 года подобные диспуты были запрещены секретным циркуляром Политбюро ЦК ВКП(б) как «форма пропаганды религии». Как скажет позже на допросе сам святой Иоанн, власть «запретила проводить религиозное учение вне церкви». Видимо, этот запрет и послужил для него побудительной причиной для начала письменной полемики с безбожием. Он начал составлять богословские апологетические трактаты.
С июня по октябрь 1932 года служил в Михаило-Архангельском храме села Сулак Балаковского района (ныне Краснопартизанского района) Саратовской области. Есть сведения, что перевод отца Иоанна в Сулак был вызван закрытием николаевского единоверческого храма.
В феврале 1933 года переведен в Покровскую церковь села Корнеевка Пугачевского района Саратовской области, проживал в этом же селе.
К 1934 году овдовел.
5 сентября 1934 года был арестован Пугачевским РО НКВД. В постановлении на арест было указано: «Занимается сочинением “богословской” литературы контрреволюционного характера и нелегальным ее распространением среди граждан». Вместе с ним были арестованы священники Константин Самуилов, Мстислав Курмышский, Михаил Смирнов, Василий Баннов и трое мирян. Арестованные были препровождены в изолятор Заволжского сектора УНКВД по Саратовскому краю; они обвинялись в том, что «под флагом религии вели организованную борьбу против Советской власти: размножали и распространяли антисоветскую литературу религиозного характера, вербовали себе единомышленников из числа учащейся молодежи, колхозников и единоличников, нелегально обучали детей школьного возраста “закону божьему”, вели среди населения антисоветскую и антиколхозную агитацию».
На допросе 8 сентября (всего его допрашивали 10 раз) святой Иоанн заявил:
На втором допросе 15 сентября священник Иоанн Заседателев говорил:
На третьем допросе 24 сентября отец Иоанн высказал убеждение, что религия и советская власть никогда не примирятся, что чем больше религиозно настроенных людей, тем больше ее врагов. Причина этой вражды, по словам новомученика, — то, что советское правительство «старается разрушить религию, которая веками строилась и расширялась».
На допросе 1 декабря священник вновь подтвердил свою позицию:
Один из свидетелей по делу показал, что отец Иоанн в разговоре с ним «упоминал имя ученого Дарвина, по учению которого человек произошел от обезьяны. Учение это Заседателев называл неправильным и доказывал, что человека сотворил Бог».
По словам одного из обвиняемых, священномученик говорил, что «колхозники живут очень плохо, т. к. колхозы не могут улучшить материальную потребность крестьянина даже в хлебе, колхозники голодают, раньше крестьянин в несколько раз лучше жил, чем при Советской власти».
5 октября сотрудниками НКВД был арестован благочинный Пугачевского округа священник Николай Амассийский. В постановлении на арест было указано, что отец Николай, «будучи тесно связан с Заседателевым, занимался обсуждением нелегальной “религиозной” литературы антисоветского содержания».
3 ноября 1934 года срок содержания отца Иоанна под стражей был продлен еще на месяц, а 5 ноября, после телеграфного распоряжения замначальника УНКВД по Саратовскому краю, все арестованные были этапированы в Саратов и заключены в Саратовскую фабрично-заводскую исправительно-трудовую колонию (СарФЗИТК). Накануне отправки в Саратов отец Иоанн был освидетельствован в амбулатории Пугачевской межрайонной больницы и признан здоровым и способным следовать по этапу.
К делу был приобщен акт «экспертизы» трудов новомученика, выполненной 10 декабря 1934 года ответственным секретарем Саратовского краевого оргбюро Союза воинствующих безбожников Д. А. Гнездиловым и временно исполняющим должность начальника Саратовского краевого объединения литераторов С. И. Ванштейном. «Эксперты» охарактеризовали представленные им рукописи как «сплошной контрреволюционный выпад наиболее остервенелого представителя церковников». При этом автор рукописей с результатами «экспертизы» так и не был ознакомлен. Однако в 1988 году в протесте прокуратуры Саратовской области в Президиум Саратовского областного суда, который привел к пересмотру «дела пугачевских церковников» и их реабилитации, было указано, что «указанные экспертные заключения являются тенденциозными и необъективными, сама экспертиза проведена с нарушениями соцзаконности и некомпетентными лицами. /…/ Никаких ни прямых, ни “тонко завуалированных” выпадов против советской власти в рукописях не содержится, а “выпады против безбожия” сами по себе антисоветскими не являются. /…/ В этих рукописях не содержится выпадов или призывов, направленных против существующего в СССР строя или на его ослабление».
Следствие по делу отца Иоанна было окончено 1 января 1935 года, 9 января было подготовлено обвинительное заключение по делу. По версии следователей, все обвиняемые входили в единую контрреволюционную группу, члены которой
Священномученик Иоанн обвинялся в том, что, «будучи участником контрреволюционной группы, составлял и распространял среди населения рукописи антисоветского содержания с целью восстановить отсталые элементы против Соввласти».
По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года был сослан в Казахстан сроком на три года, считая срок со дня ареста. Вернуться из ссылки ему было позволено только в феврале 1939 года. Сначала после освобождения он приехал к сыну Николаю Ивановичу в Саратов, но по прошествии двух дней власти предписали ему немедленно покинуть город, и о. Иоанн уехал в г. Пугачев (до 1918 - Николаевск), сняв квартиру у некоего И. И. Галахова по адресу ул. Хрущевская, 110.
Одной из своих духовных дочерей, которая окормлялась у него еще в начале XX века, он с горечью говорил:
В церкви он не служил, совершал по домам требы по приглашению верующих: крестил, отпевал усопших. Дома у отца Иоанна хранился антиминс. Священник обращался в Пугачевский горсовет за разрешением открыть молитвенный дом, но ему отказали. С сентября 1940 г. проживал по адресу ул. М. Горького, д. 15, напротив закрытого, но еще не разрушенного Богородице-Рождественского храма. Вероятно, священник пытался хлопотать об открытии храма. Но 2 апреля 1941 года исполком Пугачевского горсовета прининял следующее решение:
17 сентября 1941 года о. Иоанн был вновь арестован, во время следствия содержался в Пугачевской тюрьме №2. В постановлении на арест обвинение было сформулировано так:
Сщмч. Иоанн Заседателев, пресвитер. Икона |
В анкете арестованного указано, что семидесятичетырехлетний старец был лыс и картавил в разговоре. Сумма в 1000 рублей, размещенная на сберегательном счете священника, была сдана в кассу Пугачевского РО УНКВД.
В доносе на отца Иоанна в качестве свидетельства «ненависти и злобы к Соввласти» приводились его слова:
Виновным в антисоветской деятельности и агитации себя не признал.
На допросе 7 октября следователь потребовал от святого Иоанна назвать фамилии тех верующих, в семьях которых он совершал Таинство Крещения, однако священник наотрез отказался сообщать эти данные, поскольку крещения совершались «нелегальным путем».
Следствие было закончено 17 октября, 21 октября было подготовлено обвинительное заключение. В суд было передано обвинение в отношении святого Иоанна в том, что он,
На суде о. Иоанн заявил: "Обвинение в контрреволюционной агитации не признаю. Признаю обвинение в том, что я религиозный и занимался крещением младенцев".
Далее последовал допрос, на котором он показал:
21 декабря 1941 года выездной сессией Саратовского областного суда был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10 ч. 2 УК РСФСР, приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. 26 декабря о. Иоанн обратился в Верховный суд РСФСР с кассационной жалобой. Он писал:
14 марта 1942 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР, рассмотрев в заседании протест Председателя Верховного суда СССР на приговор Саратовского облсуда от 21 декабря 1941 года, определила: «Приговор Саратовского облсуда изменить, расстрел Заседателеву И. И. заменить лишением свободы в ИТЛ сроком на десять лет, с поражением в правах на пять лет».
Священник был направлен в Карагандинский лагерь, куда прибыл 25 октября 1942 года.
Скончался 29 октября 1942 года на станции Карабас от правосторонней пневмонии и истощения, всего через три дня после прибытия в лагерь.
По архивному уголовному делу за 1934-35 гг. Заседателев И. И. реабилитирован постановлением президиума Саратовского областного суда от 10 октября 1988 года, а по архивному уголовному делу за 1941-42 гг. — прокуратурой Саратовской области 24 марта 1994 года.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Иере́ем сла́ву и му́чеником похвалу́,/ почти́м Христо́ва испове́дника Иоа́нна всехва́льнаго,/ и́же о едине́нии церко́внем подвиза́ся с любо́вию/ и безбо́жныя мучи́тели обличи́ со дерзнове́нием,/ и ны́не мо́лится Го́сподеви// спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас тот же
Наста́ де́нь све́тлаго торжества́,/ созыва́я вся́ христолю́бцы/ восхвали́ти по́двиги и страда́ния иере́я и му́ченика Бо́жия,/ и просвеща́я Пово́лжския страны́ благода́тными заря́ми/ и луча́ми исцеле́ний же и чуде́с:/ сия́ет бо све́том ра́зума, и му́жеством сердца́ укрепля́ет,/ и ду́ши весели́т вопию́щих с ве́рою:// ра́дуйся, Иоа́нне, о́тче на́ш.
Кондак, глас 2 (Подобен: Проро́че и прови́дче:)
Свяще́нный пропове́дниче Ева́нгелия Христо́ва,/ Иоа́нне всехва́льне,/ и́же па́стырства по́двиг запечатле́в страда́нием,/ и о ста́де ду́шу положи́в,// моли́ о на́с еди́наго Человеколю́бца.
Сочинения
В апологетических целях занимался составлением богословских трактатов. Рукописи его трудов «Генеалогия человека», «Всемирный потоп», «Мозг, душа и дух», «О душе» и других, изъятые при его аресте, хранятся в его следственном деле в архиве УФСБ по Саратовской области (дело №22580).
Публикации
- «Две беседы с баптистами» (1910), брошюра, посвященная вопросу о крещении
Литература
- Алфавитный список новомучеников и исповедников Саратовской епархии, от безбожных властей пострадавших. // Архив Братства свв. равноапп. Мефодия и Кирилла. С. 11.
- Письмо УФСБ по Саратовской области от 12.09.2001, № П-21 // Архив Братства свв. равноапп. Мефодия и Кирилла.
- Материалы из архива комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа Казахстана.
Использованные материалы
- Плякин Максим, свящ., Теплов Валерий. "Богу верую, от Бога не отступлю" // Ведомости Саратовской митрополии, № 28 (44), 2013. С. 84-91:
- Плякин Максим, свящ. К наступающей памяти свщмч. Иоанна Заседателева // Блог священника Максима Плякина в ЖЖ:
- https://ustavschik.livejournal.com/286973.html (молитвословия)
- "Святой священномученик Иоанн иерей, Пугачевский память 16 (29) октября". Жизнеописание на сайте Воцерковление.ru
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"