Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ СОБОР 1992

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходил в Даниловом монастыре города Москвы под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году дважды: с 31 марта по 5 апреля и вновь 11 июня

Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Филарет (Денисенко), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков)
Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Филарет (Денисенко), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков)

Первый Собор

В деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Главными задачами поставленными перед Собором были прославление сонма святых, особенно новомучеников; решения о положении в Украинской Православной Церкви, пораженной нестроениями; обсуждение ряда публикаций о деятельности советских спецслужб в Церкви.

Были канонизированы преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, а также новомученики: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и казненные вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), Юрий (Новицкий) и Иоанн (Ковшаров), а также великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева), убиенные в Алапаевске. Было также установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Российских.

Архиерейский Собор обсуждал ходатайство украинских архиереев о предоставлении Украинской Православной Церкви автокефалии. В ходе обсуждений, среди украинского епископата проявились резкие различия - так, митрополит Филарет (Денисенко) и епископ Андрей (Горак) настаивали на автокефалии, а другие, как архиепископ Феодосий (Дикун), настоятельно выступали против. По итогам дискуссии Собор принял определение, в котором было выражено единодушное мнение, что единство Православной Церкви в нынешних трудных условиях исторического бытия является залогом сохранения внутрицерковного мира и важным фактором преодоления межнационального отчуждения и вражды. Единство и мир внутри Церкви есть непременное условие успеха ее пастырского служения, через которое она несет современному человеку весть о спасении. Тогда же, 2 апреля, митрополит Киевский Филарет (Денисенко) торжественно, перед крестом и Евангелием, обещал сойти с поста предстоятеля Украинской Церкви.

На последних заседаниях Собора обсуждались публикации в средствах массовой информации подлинных или сфальсифицированных отрывков из агентурных документов советских спецслужб. По мнению публикаторов, эти документы должны были свидетельствовать о том, что некоторые священнослужители, - в том числе и архиереи, - сотрудничали с органами госбезопасности. Для объективного изучения проблемы Собор образовал особую комиссию во главе с епископом Костромским Александром (Могилёвым).

Архиерейский Собор издал обращение, в котором изложил позицию Русской Православной Церкви по вопросам, волновавшим общество в период радикальных перемен в стране.

Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г.
Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г.

Второй Собор

Архиерейский Собор был вновь созван во внеочередном порядке 11 июня. Причиной созыва явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Главной задачей было рассмотрение дела по обвинению митрополита Киевского Филарета (Денисенко) в антицерковной деятельности. На Собор по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, причём двое из них - митрополит Киевский Филарет (Денисенко) и епископ Почаевский Иаков (Панчук) - отказываясь участвовать заявили, что не подчиняются Собору. Митрополит Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от патриарха Алексия II, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие.

Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан)
Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан)
На Соборе вначале было заслушано заявление 16 епископов Украинской Православной Церкви, давшее подкрепленную ссылками на каноны характеристику раскольническим действиям митрополита Филарета, за которые он подлежал лишению сана на основании 15-го правила Двукратного Собора. В ряде выступлений была подтверждена справедливость обвинений, выдвинутых украинскими епископами, при этом тема личной жизни Филарета, которая в ту пору широко обсуждалась на страницах московских и киевских газет, почти не затрагивалась. Рассмотрев все обстоятельства дела по обвинению бывшего митрополита Киевского Филарета и епископа Почаевского Иакова в тяжких церковных преступлениях, Архиерейский Собор в особом "Судебном деянии" постановил:

За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1, 7-8; 27-е прав. святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18, 7; 3-е прав. I Всел. Собора, 5-е прав. V–VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е прав. святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е прав. II Всел. Собора), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (28-е прав. святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е прав. Двукратного Собора): Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире. Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с. г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с. г., незаконными и недействительными. Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского Филарета, лишив его всех степеней священства [1].

Эти решения Архиерейский Собор постановил довести до сведения предстоятелей всех поместных Православных Церквей. Разъясняя свой судебный приговор, Архиерейский Собор в особом послании пастырям и верующим чадам Украинской Церкви свидетельствовал, что Филарет и Иаков лишены сана не за убеждения, а за преступления против Церкви, выразившиеся в сознательном грубейшем нарушении священных канонов. Относительно предоставления Украинской Церкви полной канонической самостоятельности Собор заявил, что этот вопрос должен решаться законным каноническим путем через созыв Поместного Собора и согласование его решений с волей всех братских поместных Церквей.

Бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук), лишенный сана за учиненный в 1989 году автокефалистский раскол, прислал на Собор заявление, в котором просил принять его в общение с Церковью. При этом, однако, он не столько приносил покаяние, сколько обвинял других и оправдывал свои действия. В свое время бывший Житомирский архиерей не подчинился приговору законной церковной власти и продолжал совершать богослужения, поэтому с канонической точки зрения утратил право на апелляцию. Архиерейский Собор постановил передать дело В. Н. Боднарчука на рассмотрение Священному Синоду. Решение это не удовлетворило бывшего епископа, и он впоследствии заявил, что его обращение "было только пробным шагом" и он не собирается возвращаться в лоно Московского Патриархата.

Помимо ситуации на Украине Архиерейский Собор рассмотрел вопрос об образовании новых епархий в Белорусском экзархате.

Литература

  • ЖМП, 1992, № 8, IV–ХII.
  • Петрушко В. И., Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989–1997, М., 1998.
  • "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 г.," Православная Энциклопедия, т. 3.

Использованные материалы

  • Цыпин Владислав, прот., Петрушко В. И., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 г.," официальный сайт Русской Православной Церкви, 6 июня 2008:
  • Сайт Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года



[1]  См. полный текст "Судебного деяния" на официальном сайте Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/526306.html

Редакция текста от: 05.04.2013 00:57:36

"МОСКОВСКИЙ СОБОР 1992" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google