Прот. Александр Скальский |
Память 4 января [1], в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских
Родился в 1867 году [2] в селе Ярославичи Дубенского уезда Волынской губернии в семье священника Филимона Скальского.
В 1885 году окончил Волынскую духовную семинарию.
15 августа 1886 года поступил на службу в Подольскую духовную консисторию.
29 декабря 1886 года был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске Подольской губернии.
В 1891 году был принят в Туркестанскую епархию епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) и 2 мая того же года назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская (ныне Казахстан, Алматинская о., г. Чилик) и законоучителем церковноприходской школы.
8 августа 1893 года был рукоположен в сан диакона епископом Григорием (Полетаевым).
С 25 июня 1894 года служил в Александро-Невском храме в городе Маргилане и законоучителем в церковно-приходском училище.
21 февраля 1899 года был рукоположен в сан священника еп. Аркадием (Карпинским), служил в церкви-вагоне при Средне-Азиатской железной дороге.
В 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном.
О.Александр был активным и разносторонне деятельным священником г. Верного: совершал с народом крестные ходы и паломничества к местным святыням, принимал участие в деятельности общества трезвости при архиерейской церкви, на пастырских собраниях выступал с докладами о деятельности сектантов. Будучи настоятелем приютской церкви, отец Александр вместе с детьми напротив приюта насадил парк. После закрытия приюта при безбожной власти парк был частично вырублен.
5 мая 1907 года был назначен настоятелем Николаевской церкви, что на Кучугурах, на Зубовской площади , в городе Верном.
Был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами.
Отец Александр всё свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. «Это же у Престола Господня! – говорил он. – Это же Богу служить! Богу! Богу! Надо, чтобы люди радовались, чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел». Вместе с отцом Александром в храме служил его близкий и искренний друг протоиерей Стефан Пономарев, пострадавший впоследствии вместе со своим настоятелем.
Послереволюционные газеты называют о. Александра священником-народолюбцем, когда в первый день праздника Пасхи 1918 года, сопровождая епископа Пимена (Белоликова), он посещает с ним раненых бойцов, подавлявших контрреволюционный казачий мятеж 1918 года в г. Верном. Цель посещения - прекращение братоубийств и революционной смуты.
Осенью 1919 года в г. Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь, насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям в поисках жилья и случайного заработка для пропитания. Четверо из них - монахини Евфалия (Кудеева), Дорофея, инокини Мариамна (Клинюшина) и Феодора (Буханцова) с племянницей-сиротой Анастасией Нагибиной - сняли себе комнату недалеко от Николаевского храма. Они ежедневно приходили в Николаевскую церковь. О.Александр, видя бедственное положение сестер и зная, что на работу монастырских не принимают, стал уговаривать их поселиться в храме. Великим Постом 1927 г. сестры-монахини перешли жить в церковь, где поселились в нижнем полуподвальном помещении. Кроме них, о.Александр поселил еще восьмерых монахинь, но последние постепенно разъехались, лишь эти четверо да Анастасия остались. Они трудились при храме и жили по монастырскому уставу. Духовником этого небольшого сестричества был протоиерей о. Стефан Пономарев.
В конце 1920-х и в 30-е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ. О.Александр всех принимал, устраивал в подвале церкви. Там жившие монахини кормили и обстирывали заключенных.
Во время обновленченских нестроений Свято-Николаевская церковь устояла, не впала в живоцерковный раскол. Хотя о.Александр в 1927 г. был намерен вступить в общение с обновленцами, но паства его вразумила просьбами, слезами и угрозами. О.Александр в праздничный день перед литургией встал на колени и в одном подряснике полз на коленях от паперти до амвона, и с амвона просил прощения у Господа, духовенства и всей своей паствы.
К концу 1929 года во всей Алма-Ате только Николаевская церковь оставалась единственным оплотом православия. К этому времени о.Александра ГПУ выселило из дома.
О.Александр был женат, но семейная жизнь его не сложилась. Жена оставила его, детей он не имел и жил один в одной из комнат при Николаевском храме. Потом о. Стефан Пономарев, видя, что о.Александру Скальскому трудно жить одному, пригласил его к себе жить в в одной из комнат их дома, а матушка о. Стефана жила на первом этаже и облегчала их повседневный быт. В то время питались очень скудно. И службы, и требы - все лежало на плечах о.Александра и о.Стефана. О.Александр был строгим постником.
9 декабря 1932 года была всенощная накануне празднования иконы Божией Матери "Знамение", на которой служил владыка Герман (Вейнберг) и все православное духовенство г. Алма-Аты. После окончания службы, пришедшие сотрудники ГПУ арестовали всех, кто служил в храме. Все они проходили по групповому делу "дело к/р организации церковников, г. Алма-Ата, 1933г."
Отца Александра, а также священников Стефана Пономарёва и Филиппа Григорьева в течение месяца допрашивали в алма-атинском ГПУ, затем перевели в городскую тюрьму, где все трое заболели сыпным тифом. Их перевезли в тифозные бараки. Первым, 17 января, умер свящ. Филипп, на следующий день - свящ. Стефан, 20 января 1933 года преставился о. Александр.
25 июня 1933 года было вынесено уже посмертное обвинительное заключение и приговор по "делу" епископа Германа (Вейнберга), в котором о.Александр был признан одним из идейных вдохновителей и руководителей контрреволюционной организации церковников.
Всех троих похоронили в одной могиле на горочке за городом, на которой о. Александр завещал быть похороненным. Сейчас это городской район Алма-Аты. Память о священномучениках Николо-Кучугурских свято хранилась паствой, на их могиле была положена надгробная плита. В 1960-х гг. при застройке города могила священномучеников была уничтожена, местонахождение их св. мощей неизвестно.
В июле 1993 года была произведена эксгумация останков священнослужителей, похороненных в этом районе на бывшем кладбище. Найденные останки перенесены в склеп Никольского собора. Весной 1995 года во дворе Никольского храма, над склепом с останками жертв репрессий 1930-х годах был устроен памятный гранитный постамент с крестом.
Священномученики Александр, Стефан и Филипп были канонизированы к местному почитанию 14 февраля 1999 года. Причислены к лику святых новомучеников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания, им установлена общая память 4 января.
Награды
- набедренник (12 марта 1902)
- бархатная скуфья (17 июня 1904)
- наперсный крест (1911)
Литература
- Крест на Красном обрыве. М., 1996. С. 85-112.
- Свет Православия в Казахстане. Приложение. Календарь Казахстанских новомучеников (январь-сентябрь). Издание Алма-Атинской епархии. 2002. С. 3.
- Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. N 6. С.77-95.
Использованные материалы
- Александр Скальский // Православная энциклопедия, т. 1, с. 482
- База данных "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005. С. 42-47
[1] Общая память трех алматинских священномучеников
[2] По другим данным - в 1876