Протоиерей Алексий Смирнов. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год. Фото с сайта fond.ru |
Память 15 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников
Родился 4 марта 1867 года в селе Гремячево Венёвского уезда Тульской губернии в семье псаломщика Петра Тимофеевича и его супруги Евдокии Андреевны. Через несколько лет семья перебралась на жительство в Москву. В 1877 году его отец Петр Тимофеевич, как подтверждает выданное свидетельство, уже числился при Духосошественской церкви на Даниловском кладбище в должности сторожа.
В 1877 году Алексей поступил в Донское духовное училище, которое окончил в 1884 году по второму разряду.
В августе 1884 года он поступил на казенное содержание в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1890 году. Еще во время учебы, 4 ноября 1889 года, он был посвящен в стихарь.
26 ноября 1890 года был определён псаломщиком к Московской Знаменской церкви на ул. Знаменка, состоявшей в Пречистенском сороке.
Прот. Алексий Смирнов с семьей |
К 1895 году Екатерина Ильинична испытывала постоянное недомогание и врачи определили у нее проблемы с легкими. Надо было срочно выезжать из Москвы в сельскую местность на свежий воздух.
29 июня 1895 года Алексей Петрович был рукоположен во священника митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) и определен к Рождественскому храму села Филатова Звенигородского уезда Московской губернии (ныне Истринского района Московской области).
К тому времени в приход Рождественского храма села Филатова входили: непосредственно село Филатово, сельцо Глебово с Казанской церковью и деревни: Высоково, Букарево, Горки, Чаново и Курсаково. В приходе было 145 домов, 457 прихожан и 490 прихожанок. Все деревни прихода размещались вокруг с. Филатова на расстоянии трех километров. По числу дворов и прихожан приход считался небогатым и служившие тут священнослужители постоянно жаловались на бедность. По приезду батюшке пришлось покупать дом для жилья у своего предшественника. Деревянная изба была большая, но довольно старая и требующая ремонта. За нее владелец священник Федор Ильинский запросил 600 рублей. У молодого батюшки таких денег не было, пришлось брать заем, который в течение ряда лет необходимо было возвращать с процентами.
Все деревни прихода находились в радиусе трех верст от села Филатово. Хороших дорог между селениями практически не было. Местность была изрезана холмами, оврагами и речушками. Земля, как в большинстве Подмосковья была суглинистой. Весной и осенью всё превращалось в непроходимую липкую кашу, что создавало немалые трудности в исполнении приходских треб. Отец Алексей не имел собственной лошади и вынужден был нанимать подводу, чтобы ездить по деревням и, особенно часто в деревню Чаново, где работал законоучителем в земской школе. Состоял он так же законоучителем и наблюдателем в Филатовской школы воспитанников Императорского Московского воспитательного дома. Это приносило дополнительный доход семье священника: "25 рублей идет ему от Филатовской школы питомцев Московского воспитательнаго дома и с небольшим 100 рублей за труды законоучителя в Чановской земской школы". В начале XX века появился еще один источник дохода: между погостом и селом Филатово владелица имения Брыкова Анна Тимофеевна Карпова (урож. Морозова) построила училище "повышенного типа", в ней батюшка также был законоучителем.
23 сентября 1911 года батюшка овдовел. Родная сестра матушки Елизавета Ильинична Никольская, в замужестве Банникова, помогала поднимать детей отца Алексия.
Долгие годы о. Алексий был членом Благотворительного общества при земской лечебнице г. Воскресенска (ныне г. Истра). В архивном деле сохранилась запись за 1899 год: "Взносы за текущий год: священник Протопопов - 5 руб.; священник Смирнов - 3 руб…".
22 мая 1927 года возведен в сан протоиерея епископом Подольским Серафимом (Силичевым), викарием Московской епархии, за "отлично-усердную и примерную службу Святой Православной церкви Христовой".
У отца Алексия сложилась большая собственная библиотека как церковной, так и светской литературы. Он сам любил много читать, о чём свидетельствует собственноручные пометки на сохранившихся книгах, а также приобщал к чтению прихожан своей церкви.
Отец Алексий с семьей как служитель Церкви был лишен гражданских прав и в связи с этим они попали в бедственное положение. В октябре 1928 года церковный совет храма обратился к верующим с просьбой "помочь нашему священнику в необходимом предмете, в хлебе, ввиду отказа ему в выдаче пайка, в самом необходимом для существования и жизни. Граждане, просим помочь нашему священнику зерном ржи или мукой, кто сколько может".
Как предлог для закрытия храмов власти использовали налогообложение служителей Церкви и общин за пользование храмом и землей, на котором он стоит. При неуплате налога росла задолженность, и если её вовремя не могли уплатить, то храм закрывался, а священник арестовывался.
Через четыре года уже сам батюшка обращается в Мособлисполком:
В просьбе священника власти отказали.
В 1937 году Истринский районный исполнительный комитет потребовал от церковного совета церкви Рождества Христова уплаты очередного налога. Поскольку денег из-за постоянных поборов не было, то обратились к верующим:
В 1938 году батюшка уже сам обращается к прихожанам в дер. Высоково:
Как потом сказано в том же деле в “Обвинительном заключении”: "… на уплату подоходного налога обложенный РАЙФО таким образом им собрано в населения в сумме 773 рублей". Обращение за помощью к людям было расценено властями как преступление.
В связи с развернувшейся очередной беспощадной волной гонений на Русскую Православную Церковь, власти приняли решение об аресте отца Алексия. Сотрудники НКВД приступили к сбору материалов, необходимых для ареста священника. Председатель Филатовского сельсовета по требованию работников НКВД выдал справку с такой характеристикой отца Алексия:
4 февраля были допрошены три лжесвидетеля. Один из них сказал, что отец Алексий "неблагонадежный человек, ведет агитацию против советской власти". Другой сказал, что ему известен случай, когда отец Алексий в доме одного колхозника говорил: "разгромили религию, незаконно сделали. Церкви ломают, превращают их неизвестно во что, придет время – обратно религия вернется, а коммунистов не будет"; третий свидетельствовал: "неправильно угнетают религию, невинных людей, которые совершенно не мешают, сажают в тюрьму".
Священномученик Алексий (Смирнов). Икона Казанской церкви с. Глебова |
На следующий день допрос продолжился.
Памятник сщмч. Алексию Смирнову в поселке Глебовском |
23 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу.
Расстрелян 28 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Реабилитирован 30 августа 1989 года.
Причислен к лику святых новомучеников Российских 12 марта 2002 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В 2007 году в центре поселка Глебовский при участии местной администрации был установлен памятник священномученику Алексию Смирнову в честь 140-летнего юбилея со дня его рождения и 5 лет канонизации в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
21 декабря 2010 года решением совета депутатов Букаревского сельского округа центральной площади поселка Глебовский было присвоено имя в честь священномученика Алексия Смирнова.
28 февраля 2016 года, в день памяти сщмч. Алексия Смирнова в селе Филатове, в бывшем доме священника был открыт музей его памяти.
Награды
- набедренник (7 ноября 1903)
- скуфья (6 мая 1912)
- камилавка (6 мая 1916 года)
- наперстный крест (5 мая 1924)
- наперстный крест с украшениями (1933)
Использованные материалы
- БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века:
- Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:
- "150 лет со дня рождения священномученика Алексия Смирнова" // Страница сайта Казанского храма с. Глебова