Викентий (Никольский) (1888 - 1937), монах, преподобномученик
Память 28 ноября, в Соборе Архангельских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Никольский Виктор Александрович, родился в 1888 году в городе Санкт-Петербурге. Его дед был священником в бедном сельском приходе, но отец его, Александр Петрович Никольский, окончив духовную семинарию, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, по окончании которого служил в Министерстве финансов. Мать его была дочерью помещика Феодосия Никифоровича Северьянова, владельца имения в Новосильском уезде Тульской губернии.
По собственным словам о. Викентия,
В мае 1913 года поступил послушником в Оптину пустынь. Нес послушание на кухне, а также читал правило ослабевшему настоятелю монастыря о.Ксенофонту. Позднее трудился в монастырских пекарне, просфорне, канцелярии и как почтальон. В духовной жизни был руководим духовником обители прп. Нектарием, от которого приобрел навык постоянной молитвы Иисусовой.
После 1918 года был пострижен в монашество с именем Викентий. Настоятель монастыря предложил ему принять священный сан, но монах Викентий ответил, что за послушание он, может быть, и принял бы сан, но если бы спросили его пожелания, то он бы хотел остаться монахом. Желающему подвизаться в монашестве это куда более сподручно, нежели священнику-иноку, несущему тяготу и общественного служения.
После того, как в 1923 году монастырь был закрыт, духовник обители, иеросхимонах Нектарий, был выселен из нее, поручив монаха Викентия приходскому священнику в Козельске, который впоследствии вспоминал о подвижнике:
Около года о. Викентий работал в музее "Оптина пустынь", был сокращён и летом 1924 года переехал в более подходящий по климату его слабому здоровью г. Ромны (ныне Сумской обл.), где два года до закрытия храма служил церковным сторожем. В августе 1927 года по распоряжению местных органов ОГПУ вернулся в Козельск.
Монахиня Амвросия (Оберучева) вспоминала о монахе Викентии, о том периоде, когда Оптина Пустынь была закрыта, и братия жили на квартирах в Козельске: "Он вел жизнь весьма аскетическую, вполне монашескую, ни на кого не смотрел... смиренно нес крайнюю нищету".
Позднее на допросе, о. Викентий показал:
18 августа 1930 года в городе Козельске были арестованы сорок человек монахов и мирян, и среди них монах Викентий. Первоначально всех арестованных заключили в тюрьму в Сухиничах.
На допросе, отвечая на вопросы следователя, монах Викентий сказал:
27 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила монаха Викентия к пяти годам заключения в концлагерь, и он был вместе с другими арестованными переведен в тюрьму в Смоленске, откуда этапы распределялись по лагерям. 31 декабря 1930 года он был отправлен в Вишерские лагеря в город Соликамск Пермской области. Этап проходил через Пермь, и здесь монах Викентий пробыл в тюрьме пять месяцев, а затем был направлен в Соликамск.
Состояние его здоровья было в то время крайне тяжелым, медицинская комиссия нашла у него туберкулез легких в открытой форме, отчего он испытывал большую слабость и не был способен к работе. 26 апреля 1931 года Центральная Комиссия ОГПУ по разгрузке Вишерских исправительно-трудовых лагерей от инвалидов, стариков и тяжело больных постановила освободить его и выслать на оставшийся срок на Урал, и он был отправлен сначала в село Кудымкар, а затем в деревню Дубровка Пермской области.
5 сентября 1935 года монаху Викентию было разрешено вернуться из ссылки в Козельск. Он поселился на квартире у одной из жительниц Козельска, но в мае 1936 года она умерла, дом ее отошел к горсовету и монаха Викентия из него выселили. Он был вынужден проситься на другую квартиру, где и поселился вместе с монахом Феодулом (Слепухиным), которому было тогда семьдесят пять лет.
Допрошенная впоследствии сотрудниками НКВД хозяйка дома сказала, что монах Викентий просился к ней на квартиру с молитвами и слезами, и она вынуждена была уступить его просьбам, вместе с ним пришел и монах Феодул. Невольно свидетельствуя о подвижнической жизни монаха Викентия, она показала, что он все время проводил в чтении, никуда не ходил, а целыми днями сидел в погребе и выходил оттуда только ночью и в ненастную погоду, что никогда она не видела, как и что он ест. Материально ему помогали монахини, живущие в Козельске. Иногда монах Викентий, как человек грамотный, писал кому-нибудь письма.
24 июля 1937 года монах Викентий был арестован и заключен в тюрьму районного отделения НКВД в Козельске, где тут же был допрошен.
Однако, на следующем допросе, 8 августа, он категорически отказался признавать себя виновным.
9 августа 1937 года было составлено обвинительное заключение, в котором следователь предложил тройке НКВД рассмотреть дело монаха Викентия по 1 категории, то есть приговорить его к расстрелу. 8 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила монаха Викентия по 2 категории – к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. И все повторилось почти как при предыдущем аресте: сначала он был направлен в смоленскую тюрьму, а 29 сентября 1937 года - этапом в город Котлас и затем в Локчимлаг Архангельской области.
Скончался 11 декабря 1937 года в Локчимлаге (пос. Пезмог Сывтывкарского района Коми АССР) и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года.
В 2018 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии [1].
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни, Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2008, с. 139-152:
- Викентий (Никольский) // Православная энциклопедия
[1] "Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии", официальный сайт Архангельской епархии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/