Иеромонах Косма (Магда). Следственный изолятор лагеря, 1937 год |
Память 2 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Московских святых и святых Биробиджанской епархии
В миру Магда Павел Степанович, родился 14 января 1904 года в селе Шушваловка Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье крестьянина. В 1907 году семья переехала в город Иркутск, где с 1912 года отец семейства стал работать акцизным чиновником.
В 1910 году поступил в Иркутское пономарское училище, которое окончил в 1913 году. В 1918 году окончил Иркутское промышленное училище. В 1919 году он стал работать учителем на станции Батарейная Иркутского уезда. В этом же году семья вернулась на родину в Шушваловку, где Павел стал работать учителем. В 1920 году он уехал в Москву и работал конторщиком в транспортной конторе.
В 1921 году поступил в Московский педагогический институт, где проучился до 1924 года, когда он сделал окончательный выбор и поступил послушником в Высокопетровский монастырь в городе Москве.
В 1926 году был призван в Красную армию, служил в Тамбове в кавалерийском полку.
Демобилизовавшись через год, вернулся в Высокопетровский монастырь. Духовным его отцом стал архимандрит Агафон (Лебедев), а близким другом - иеродиакон Феодор (Богоявленский). В монастыре принял монашеский постриг с именем Косма и был рукоположен во иеродиакона архиепископом Варфоломеем (Ремовым).
Летом 1929 года храмы в монастыре были закрыты, и братия перешла служить в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке, здесь отец Косма служил вместе с иеродиаконом Феодором.
28 декабря 1930 года был арестован в Москве вместе с другими тремя сотнями священников и монахов.
На допросе отвечал на вопросы сдержано и кратко, исходя из своих религиозных убеждений. "Никаким политическим течениям никогда не симпатизировал, – сказал он следователю. – Мое отношение к советской власти определяется моим православным христианским монашеским убеждением, что каждая власть дана Богом и сопротивление ей есть грех. Исходя из этого, я никогда и нигде о советской власти плохого ничего не говорил. Антисоветской агитацией никогда не занимался".
Был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.
По возвращении из ссылки был рукоположен во иеромонаха и в апреле 1934 года направлен служить в Покровскую церковь в село Милятино Можайского района. В село к нему приезжал и жил у него две недели епископ Варфоломей (Ремов), с которым о. Косма продолжал поддерживать связь.
11 апреля 1935 года был арестован вместе со своим духовным отцом архимандритом Агафоном (Лебедевым) и другими духовными детьми отца Агафона. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве.
На вопрос следователя признает ли отец Косма себя виновным, он ответил:
На этом допросы были закончены, и следователь стал допрашивать свидетелей – жителей Милятино.
Был вызван в качестве свидетеля благочинный, тесно сотрудничавший с НКВД, священник Федор Казанский, и следователь спросил его:
Следователь НКВД Булыжников допросил из числа дежурных свидетелей другого священника, который показал, что иеромонах Косма (Магда) является духовным сыном архимандрита Агафона, под руководством которого находится и в настоящее время. Иеромонах Косма проводит большую работу по привлечению молодежи к церкви, доказывая необходимость частого посещения церкви, меньшего соприкосновения и выполнения какой-либо политической работы на предприятии, и категорически запрещал принимать какое-либо участие в антирелигиозной работе. Иеромонах Косма враждебно настроен против советской власти. Свою антисоветскую работу проводит исключительно среди молодежи, которую привлекает для различных работ в церкви, – уборки, спевок; рассказывал Священную историю, жития святых, занимался преподаванием Закона Божия несовершеннолетним.
Был вызван на допрос один из прихожан Покровского храма, который хорошо знал иеромонаха Косму.
После того, как следствие было закончено, иеромонах Косма был обвинен "в том, что проводил среди верующих антисоветскую агитацию и распространял ложные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих".
8 июня 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило иеромонаха Косму к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Бамлаг, где оказался вместе со многими другими заключенными священниками и, в частности, с епископом Германом (Коккелем).
Преследования священника продолжились и в лагере. 10 февраля уполномоченный 3-й части 12-го отделения Бамлага на станции Облучье, рассмотрев имеющийся материал относительно епископа Германа (Коккеля), иеромонаха Космы (Магды) и некоторых других заключенных священников, постановил "завести на указанных лиц агентурное дело под названием “Мракобесы”".
Отец Косма писал начальнику 12-го отделения Бамлага: "Работая экономистом 22 колонны, 26 февраля отправился с работниками отделения на прорыв в лес... Вернувшись оттуда и приступив к исполнению своих обязанностей, при посещении объектов колонны... и будучи весьма обессиленным, зашел в буфет, идя мимо станции, где и был задержан. По факту задержания меня лишили зачета рабочих дней за первый квартал за самовольную отлучку…" Отец Косма просил отменить это решение, лишавшее его возможности когда-нибудь увидеть своего больного престарелого отца.
27 апреля 1936 года в бараке, где жил отец Косма был произведен обыск, и в результате у него отобрали двенадцать страниц переписки, письмо на имя прокурора, три конверта, четки и иконку.
11 апреля 1937 года осведомитель по кличке "Смирнов" донес в 3-ю часть, что иеромонах Косма "до фанатизма, несмотря на свой молодой возраст, преданный религии... за религиозно-контрреволюционную пропаганду отбывает второй срок. Обладающий твердой волей, упрямством, насквозь пропитан антисоветским настроением. Имеет тесную связь с... Кокелем".
В конце лета 1937 года сотрудники НКВД получили приказ об усилении репрессий, и 4 сентября они произвели обыск в бараке, где находился отец Косма; у него были найдены записная книжка с тропарем, две скуфьи, черный подрясник, параман с крестом и параман без креста. После обыска священник был заключен в следственный изолятор лагеря.
12 сентября 1937 года руководство штаба 31-й колонны 12-го отделения Бамлага по требованию оперуполномоченного дало характеристику отцу Косме, написав, что он ведет среди заключенных разлагающую пропаганду, заключающуюся в утверждении, что на церковнослужителей идет гонение. Магда вместе с Коккелем называют труд в лагере подневольным, а тех, кто вырабатывает нормы или переполняет их, роботами.
Были допрошены лжесвидетели, но самого иеромонаха Косму на допрос не вызвали; на основании показаний лжесвидетелей и осведомителей была составлена справка для рассмотрения тройкой НКВД, в которой фактом, доказывающим преступление, было названо то, что иеромонах Косма, "содержась в лагере, продолжал проводить среди окружающих контрреволюционную церковную агитацию. Незаконно хранил рясу, церковные книги и другие принадлежности церковного характера".
26 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Расстрелян в три часа ночи 15 декабря 1937 года в Бамлаге и погребен в общей безвестной могиле.
30 августа 1990 года был реабилитирован прокурором Амурской области по 1937 году репрессий, 19 июня 1991 года - прокурором города Москвы по 1935 году репрессий, 29 апреля 1994 года - Генеральной Прокуpатуpой РФ по 1931 году репрессий.
Канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 234-242.
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"